Кажется, что мода на ботинки Dr Martens была всегда – мы еще не родились, а в них уже расхаживал Марлон Брандо. Затем мы мечтали о «мартенсах» в молодости, покупали их из десятилетия в десятилетие и как-то так получалось, что эти «неубиваемые» ботинки были неизменно актуальны. Вы смело можете оставить их в наследство сыну и внуку – они точно не проваляются в кладовке. Как же удалось создать бренд с вечной модой на вечную обувь?
Дитя войны
Бренд Dr Martens прославился как британский, но началось все с немецкого изобретения. У знаменитых ботинок есть отец-создатель, врач гитлеровской армии Клаус Мертенс. Ему приходилось носить армейские ботинки, жутко неудобные и жесткие – до такой степени жесткие, что доктор даже вывихнул лодыжку, катаясь на лыжах. Кто-то бы просто выругался, подлечился, и дальше продолжал нести свой крест: мало ли, что неудобно?
Форма есть форма. Но не таков был наш Клаус, он решил усовершенствовать армейскую обувь на благо всех сослуживцев. Предложил для верха кожу помягче, а для низа особую подошву – с «воздушной подушкой», пружинящую при ходьбе. Первая пара таких ботинок была сшита на руинах только что поверженной Германии, в 1945 году.
И уже в 1947 году Клаус находит партнера, заинтересовавшегося новым видом обуви. Это был друг студенческой молодости Клауса, Герберт Функ. Первые образцы они делали из списанных шин самолетов Luftwaffe – этого добра было полно под Мюнхеном. Сначала партнеры работали ремесленным методом, но их продукт стал настолько популярен, что в 1952 году удалось открыть фабрику.
На новом производстве выпускали множество моделей, не одни только «армейские» ботинки. Любопытно, что главными покупателями стали… покупательницы: дамы глубоко бальзаковского возраста, которым было не до кокетства, а хотелось купить крепкие ботинки, в которых можно проходить всю пенсию и здорово сэкономить.
Ботинки с немецким паспортом
В 1959 году партнеры начинают завоевывать Европу, но не так, как они это делали в 40-х, когда «будущие подошвы» летали над ней под крыльями Luftwaffe. Гораздо, гораздо успешнее! Немецкие ботиночки стали появляться в каталогах. Тут их и заметил англичанин Билл Григгс, обувщик, с трудом выживавший на собственном британском рынке – настолько лютой была конкуренция. Все только и думали о том, чем бы поразить потребителя.
Так вот, Григгс нашел чем – немецкими ботинками. Больше всего его заинтересовали пружинящие подошвы. А вот «верхи» он счел недостаточно стильными. Купив у немцев лицензию, Григгс поработал над дизайном, и спасибо ему за шикарный скругленный носок, а также крупные стежки крепкой нитью по краю подошвы. Ну, вы знаете, как классно все в итоге получилось.
Англичане всегда были большими модниками, чем немцы. С тех пор набор этих родовых качеств – подошва, стильный носок, большие стежки – стал признаком знаменитых британских Dr Martens. Да, бренд английский, но про немецкого доктора никто не забыл.
Знаменитая шнурованная модель № 1460 увидела свет в 1960 году, и началось… Сначала ее полюбил рабочий класс, солдаты и полицейские. И даже британская почта, решив, что неубиваемые ботинки совершенно точно подойдут парням с толстой сумкой на ремне, закупила их оптом.
Но именно рабочий класс и борцы за его права вывели новый фасончик в большой свет – засветились в «мартенсах» на страницах газет. После чего эта пара обуви обросла бунтарским символизмом, брутальным ореолом. Но брутальность изначально была заложена в дизайне, просто нужно было правильно ее преподнести и прочесть. Прочли, врубились, возжелали…
Бунтарский дух
Первыми неформальный потенциал «мартенсов» оценили Hard Mods – суровые моды, уличные пацаны. Это их считают основателями движения скинхедов. С тех пор все молодежное и субкультурное так или иначе связано с «мартенсами». И футбольные фанаты их обожали, но только красили в синий цвет, чтобы их не путали со всякими там нежными готами и придурковатыми панками, которые тоже из «мартенсов» не вылезали. Рокеры также носили эти ботинки.
Однако настоящее помешательство началось в 90-е, когда стиль гранж захватил мир. Каждая девушка мечтала о «мартенсах», чтобы носить их с цветастым платьем, джинсовой курткой и подвернутыми носочками. Это был невероятно стильный образ и главное в нем – суровые ботинки. Некоторые даже выходили в них замуж – в белом платье, фате с флердоранжем. Думаете, мужчины после этого забросили свою любимую модель?
Ничего подобного, «мартенсы» все время возвращаются и в мужскую, и в женскую моду. Если их не было на подиумах массово в этом сезоне, значит в следующем – как плотину прорвет, на воздушных подошвах будет расхаживать каждая вторая модель каждой третьей коллекции.
Неубиваемая традиция
Были у бренда и нелегкие времена. Видимо, в 90-е все объелись шнурованными ботинками, и в первые годы миллениума все вдруг переключились на казаки и прочую обувь, у компании даже начались проблемы. Пришлось перенести производство в Азию, чтобы удешевить ботинки.
И вот в 2003 году «мартенсы» бьют рекорды продаж. Моделей обуви, выпускаемой сегодня брендом Dr. Martens, десятки – ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. Снова запущена английская линейка – настоящего британского производства — и она называется «Винтаж».
Сегодня бренд принадлежит компании R. Griggs и он процветает. В новом сезоне осень-зима 2019-20120 «мартенсы» опять признаны самой модной обувью.