Его квадратный корпус сразу бросается в глаза, название навсегда связано с одним из «королей крутизны» Стивом Маккуином, и он определенно не выглядит на свои 50 лет. TAG Heuer Monaco стал одним из самых культовых моделей часов прошлого века, наряду с Submariner от Rolex, Nautilus от Patek Philippe, Royal Oak от Audemars Piguet и Speedmaster от Omega. Именно эти часы положили начало созданию первого в мире хронографа с автоподзаводом. Дизайн Monaco мало изменился, главное отличие заключается в том, что при первом выпуске он потерпел фиаско.
В 1960-х годах Джек Хойер, правнук основателя компании Эдуарда, а затем управляющий директор, решил создать первый в мире автоматический хронограф. В те времена он сотрудничал с компанией Buren, ведущим производителем тонких автоматических механизмов, специалистом по хронографам Дюбуа Депразом и компанией Breitling, поскольку последняя могла разделить затраты и знала толк в хронографах. Результатом «проекта 99», как его называли, стал Chronomatic Calibre 11 – автоматический хронограф с базой от Buren и модулем хронографа от Dubois Depraz.
Первый неудачный опыт
Первыми часами, в которых был использован автоматический хронограф, стала модель Autavia, однако Хойер хотел, чтобы это достижение было закреплено чем-то более необычным. На помощь пришел Эрвин Пикерес, владелец швейцарского предприятия по изготовлению корпусов и автор недавно полученного патента на первый в мире водонепроницаемый квадратный корпус. Хойер увлекся этой идеей и даже уговорил Пикереса подписать эксклюзивные права на дизайн – скорее для того, чтобы лишить шансов Breitling заполучить технологию, чем из альтруистических соображений.
3 марта 1969 года в Женеве и Нью-Йорке одновременно была представлена модель Monaco. Часы выпустили в двух цветах циферблата – синем и сером, с заводной головкой слева, указывающей на то, что их не нужно заводить, и гравировкой «Tool 033» на задней крышке, обозначающей единственный инструмент, которым можно открыть корпус. Название было данью гонке Формула-1 в Монако, а в изящных счетчиках хронографа улавливалось автомобильное влияние. Самые первые Monaco носили на циферблате название «Chronomatic», которое вскоре было утрачено, после того как Хойер продал название компании Breitling.
С 1969 по 1975 год модель Monaco претерпела различные модификации: калибр 11 был заменен на 12, а затем на 15 и в положении «10 часов» появился странный счетчик секунд. Появилась даже версия с ручным заводом и правой заводной головкой, оснащенная механизмом Valjoux. Однако к 1975 году производство прекратилось. Именно то, что сделало часы столь революционными – квадратный корпус – просто не нашло своих покупателей.
В 1985 году группа TAG (Techniques d’Avant Garde) приобрела контрольный пакет акций часового бренда, сменив название на TAG Heuer. Эта новая «старая марка» начала с модернизации и возрождения забытого каталога, включая в 1998 году модель Monaco.
Выпущенная ограниченным тиражом в 500 экземпляров и украшенная изображениями Стива Маккуина времен Ле-Мана, модель CS2110 обрела огромный успех, и с тех пор Monaco не сходит с конвейера.
Что в них великого?
Помимо истории и того, что именно в этих часах был запущен первый в мире автоматический хронограф Calibre 11, очевидный ответ на этот вопрос кроется в покровительстве одного человека – Стива Маккуина. История о том, как часы оказались на запястье Маккуина, почти так же крута, как и сам человек.
Вкратце, в ней участвовал голливудский владелец недвижимости по имени Дон Нанли, автомобиль, полный часов и хронографов, и попытка пройти через французский пограничный контроль, что привело к существенному штрафу. Так как Маккуин якобы отказался от Omega, которую ему предлагали изначально, потому что хотел выглядеть точно так же, как швейцарский автогонщик Йо Зифферт, который был лицом бренда и носил спонсорскую символику Heuer на своем гоночном комбинезоне.
Редкость квадратного корпуса часов бросалась в глаза как в фильме, так и на плакатах, а когда изображения стали использовать для возрождения наследия, это обеспечило часам Monaco навсегда ассоциацию с одним из самых крутых мужчин американского кино. Когда у вас есть такая удивительная ассоциация, то, как выглядят или из чего сделаны часы, почти не имеет значения, но это посодействовало тому, что часы Monaco стали одной из икон дизайна 20-го века.
Дизайн
«Часы Monaco были радикальными, когда появились на свет», – поясняет основатель часового отдела компании Bamford Джордж Бэмфорд. «Это было противоречие в часовом мире, в то время все часы имели круглую форму. Часы Monaco сломали этот стереотип и символизируют собой действительно инновационное время в дизайне».
Помимо часов, 1969 год был радикальным с точки зрения дизайна и художественного творчества: в этот год состоялся первый полет сверхзвукового самолета; Гаэтано Пеше выпустил свою знаменитую серию «Up» со стулом, напоминающим женскую фигуру, а группа Битлз представила умопомрачительную Желтую Субмарину. Также этот радикализм связан с Монако. Все в них бросало вызов условностям: они были квадратными, оснащались хронографом, не нуждающийся в поддержании запаса хода, заводная головка располагалась в необычном месте, были водонепроницаемыми, а также являлись одним из самых ранних примеров того, что может сделать грамотный маркетинг.
Возрожденная версия сохранила нестандартный дух. Циферблаты по-прежнему обладали смелой полосатой отделкой, часы редко встречались в каком-либо другом исполнении, кроме стального, вплоть до желто-золотого 2008 Monaco CW5140, от которого пуристы до сих пор не в восторге, а их автомобильное происхождение в сочетании с необычной эстетикой означает, что их нельзя отнести ни к спортивным, ни к роскошным часам.
Как носить
Название и происхождение часов Monaco намекают на то, что это спортивные часы и их следует носить только по выходным, когда костюм сброшен и надеты водительские перчатки. Однако именно квадратный корпус дает им преимущество перед остальными часами, вдохновленными автомоделями, поскольку такая форма придает им элегантность парадных часов.
Понятно, что любые Monaco с перфорированными кожаными ремешками больше подходят для повседневного стиля (хотя мистер Портер стилизовал их с довольно милым блейзером из шнура), но одноцветные версии с дополнением из кожи аллигатора – убедительный аргумент в пользу сочетания с неформальным костюмом. А можно поступить как Стив Маккуин и носить с комбинезоном гонщика. Разумеется, белого цвета.
Лучшие модели часов TAG Heuer Monaco
The Classic (Классика)
С циферблатом такого же синего цвета, как глаза Стива Маккуина, классические часы Monaco отвечают всем необходимым требованиям. Заводная головка расположена слева, часы оснащены калибром 11, а на циферблате красуется старинный логотип Heuer. Единственная уступка современности – сапфировая задняя крышка, позволяющая увидеть историю в движении.
The Quartz (Кварц)
Вы можете возразить, что это спортивные часы, поэтому их следует отправить на пенсию до начала коктейльного часа. Однако эта уменьшенная полностью черная кварцевая версия приводит красноречивые аргументы в пользу того, что их можно оставить на запястье ночью. Сочетайте их с вечерними костюмами для создания наряда в стиле 21 века.
The Bamford (Бэмфорд)
Хотите свой собственный вариант часов Monaco? Отправляйтесь в Bamford и сделайте его на заказ. Вы сами решаете все, начиная от цвета циферблата и логотипа Heuer и заканчивая тем, какого оттенка сделать кончики стрелок. Сходить с ума или придерживаться классического стиля – выбор за вами.
The Gulf (Залив)
Хотя оригинальная модель Gulf 2005 года была красно-белой, вдохновленная костюмом Маккуина, в котором он выступал в Ле-Мане, именно оранжево-синяя ливрея – отсылка к спонсируемому Маккуином Porsche 917 – стала культовой. Это идеальные часы для воскресных поездок, когда вы представляете, что обгоняете Льюиса Хэмилтона на трассе Massenet.
The Anniversary Editions (Юбилейные выпуски)
В честь своего 50-летия TAG Heuer выпустил пять моделей Monaco – по одной на каждое десятилетие, вдохновленные стилями того времени. Мы являемся большими поклонниками индустриального стиля версии 1989-1999 годов. К сожалению, эта модель уже распродана по всему миру и выпущена всего в 169 экземплярах. Пришла пора внимательно следить за рынком подержанных моделей.