Весна уверенно вступала в свои права. Флоренция расцветала. Солнечным субботним днем 26 марта 1881 года в семье небогатого ремесленника Гуччи родился мальчик. Гуччио Гуччи! Звонкое, как весенняя капель, имя! Город-цветок! Радость рождения нового человека! Казалось, сама судьба говорила: «Иди и ничего не бойся! У тебя все получится!» Но прошло еще много лет прежде, чем имя Gucci получило признательность и любовь миллионов людей.
Первый опыт
Глава семейства – шляпных дел мастер — имел небольшую мастерскую. Изготовление и продажа изделий собственного производства приносили более чем скромный доход. Именно здесь будущий кутюрье получил первые навыки кроя и шитья. И, возможно, так и прошла бы жизнь Гуччи тихо и незаметно в стенах скромного отцовского жилища, если бы не горячий итальянский характер.
В 23 года юноша начинает собственное дело под вывеской «Дом Гуччи». Флоренция издавна славилась кожевенными мастерами, чья продукция качественной и тонкой выделки пользовалась стабильным спросом. Конная упряжь, изделия из первосортной кожи для жокеев – первый шаг легенды мировой моды. Но дело не приносит сколь-нибудь ощутимых результатов, и ссора с отцом в «лучших» традициях итальянских семей приводит к отъезду молодого человека в Лондон.
«Дом Гуччи». Начало
Отель «Савой». Лифтер, коридорный, носильщик. Чтобы не умереть с голоду, будущий миллионер берётся за любую работу. В 1921 году его увольняют, и он возвращается на родину. Десять лет жизни и работы, проведенные в Англии, не проходят бесследно.
Имея 30 тысяч лир в кармане, что в то время для итальянца считалось приличным капиталом, он приехал с твердым намерением начать выпуск чемоданов и дорожных саквояжей. Гуччи уже тогда понимал, что вещи в качественном исполнении из высокосортной кожи являются неотъемлемой частью имиджа состоятельного и успешного человека.
В небольшой мастерской сорокалетний Гуччо налаживает производство и продажу товаров под собственным именем. Будучи уже семейным человеком предприимчивый, итальянец привлекает к работе четверых сыновей. Как о талантливом мастере, о нем заговорили сначала в узких кругах любителей ипподромов и жокеев, потому что он не отказался от изготовления конной упряжи и аксессуаров для скачек.
Но неуклонно растущий спрос на товары под фирменной маркой способствует развитию дела и ассортимент выпускаемых изделий увеличивается. Делается ставка на выпуск вещей дорогих и элитных. Как видно из истории развития и становления модного дома, выбранная стратегия себя оправдала.
Семейное дело
Фирменный знак бренда Gucci – две перекрещенные буквы G – появился в 1933 году. Придумал его Альдо — один из сыновей отца-основателя. Благодаря таланту Альдо ассортимент выпускаемых изделий пополнился шарфами, маленькими женскими сумочками, перчатками.
К 1937 году уже крупная фабрика, управляет которой старейший член клана, приносит стабильно высокий доход. Бутик на Via Condotti в Риме в 1938 году стал первым в череде открывающихся по всей Италии магазинов. Одежда и обувь, кожгалантерея и аксессуары – на всем стоит печать изысканности и достатка.
Вторая мировая война внесла свои коррективы в работу клана. Перебои с поставками высокосортной кожи – а с кожей ненадлежащего качества глава семейства не работал принципиально – заставили задуматься об использовании альтернативных материалов. Пенька и джут, бамбук и лен преподносятся избалованной и искушенной публике так ярко и оригинально, что эта вынужденная мера становится очередным взлетом компании. Слава и продажи растут небывалыми темпами.
Триумф компании
50-е годы прошлого века – время процветания и успеха. Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган, Ингрид Бергман, Питер Селлерс — почитатели бренда, который уже прочно занимает одно из ведущих мест в мире моде. Культовый фильм «Римские каникулы» (режиссер Уильям Уайлер) с Одри Хепберн в главной роли стал своего рода успешной рекламной кампанией для Gucci. Шарфик и мокасины так органично смотрелись на главной героине, что их покупка для многих стала вопросом престижа.
Годы триумфа марки Gucci неразрывно связаны с именем актрисы Грейс Келли. На её свадьбе с принцем Монако каждому гостю в качестве подарка был преподнесен шейный платочек с фирменным знаком. Цветочный принт, автором которого стал художник Витторио Аккорнеро, становится популярным. Благодаря Грейс «Дом Гуччи» стал официальным поставщиком королевского двора Монако. Представители власти, видные политики, звезды мирового кинематографа, состоятельные и успешные бизнесмены считали приобретение товаров от «Дома Гуччи» обязательным элементом для поддержания статуса.
Смерть основателя. Начало конца
2 января 1953 года в Милане в возрасте 72 лет умирает отец – основатель компании. Сыновья Альдо и Родольфо берут ведение дел на себя. В этом же году по инициативе Альдо в Нью-Йорке на Пятой Авеню открывается фирменный магазин, что способствует укреплению позиций бренда в Европе.
С конца 70-х годов прошлого столетия дела клана постепенно стали ухудшаться. Прослеживая историю развития Gucci, становится очевидным факт: для того чтобы фирма процветала, одного таланта дизайнера мало. Расчет и крепкая хватка, умение видеть перспективу и опережать в развитии конкурентов – отсутствие этих качеств у Альдо и Родольфо постепенно приводит предприятие к краху. Альдо, пытаясь спасти дело отца, выпускает коллекцию, основу которой составляют недорогие ручки, зажигалки, запонки, зажимы для галстуков. Имидж компании, способной удовлетворить высокие запросы состоятельного человека, тускнеет.
Не способствуют улучшению дел и внутрисемейные скандалы. В спорах и схватках за место главы компании горячие итальянские парни применяют силу и используют предметы, попадающие под руку. Не гнушаются писать доносы друг на друга. В череде бесконечных затяжных судебных разбирательств уже никого не волнует нерадостная перспектива потери престижа компании.
В 1983 году после смерти Родольфа его сын Маурицио, к которому перешли бразды управления, решает открыть отдел лицензирования, чем наносит решающий удар по имиджу модного дома. Каждый может купить право на выпуск товара под всемирно известной маркой. Трудно представить, но в те годы в продаже появилась туалетная бумага от Gucci. Носить вещи когда-то процветающего бренда стало моветоном.
Возрождение
1993 год считается поворотным моментом в истории, казалось бы, безнадежно убитой компании. Том Форд – креативный директор и Доменико Де Солл, вставший во главе, делают невозможное: возрождают былую славу имени Гуччио Гуччи.
Отзываются лицензии на право использования знака фирмы. Создаются коллекции, которые становятся потрясением для искушенной публики: мужские костюмы для деловых и богатых людей, сочетающие стиль и комфорт, обувь в фирменном исполнении, сумки и аксессуары, парфюмерия и украшения. Благодаря дизайнерскому таланту Форда и маркетинговой стратегии Де Солла растут продажи, прибыль достигает фантастических цифр.
Сегодня Gucci — это качество и стиль, подтверждение высокого статуса и достатка, роскошь и эксклюзивность. Приобрести вещь с двумя переплетенными буквами G, значит приобщиться к миру богатых и знаменитых.