Первое, что обыватель вспомнит про Хьюго Босса — он был дизайнером, шившим форму для нацистской армии. Потом может вспомнить про любовь голливудских актеров к костюмам этой марки.
Первое не совсем правда. Да, на предприятиях, принадлежавших Хьюго Боссу, действительно шили форму для солдат вермахта. Вот только Босс никакой не дизайнер, а фабрикант и создатель бренда. Форму создал совершенно другой модельер – Карл Дибич. А Босс да, шил ее на своих предприятиях с немалым энтузиазмом и изрядной прибылью. Особенно прибыльным производство делало то, что на фабрике использовали бесплатный труд женщин-пленниц из концлагерей.
Сегодня этой информацией никого не удивишь. Сказалось ли это на репутации компании? Лишь отчасти и скандал быстро утих. Фирма заплатила чуть меньше 100 тыс. марок штрафа, принесла публичные извинения и… продолжила одевать всю деловую Германию и экспортировать свои отличные костюмы во множество стран мира.
Форма, кстати, тоже была отличной. Никто не сомневается, что она у гитлеровцев была чертовски эффектной и качественной. И только в морозной России у нее обнаружились недостатки.
А эстетически это обмундирование до сих пор признается безупречным – эффектнейший из нарядов дьявола.
Но как же так получилось, что безобидный фабрикант оказался замешан в столь неприглядном деле, прославившем его, впрочем, на века?
Биография Хуго Фердинанда Босса
Мальчик родился в относительно благополучной, хоть и незнатной семье – у родителей было свое ткацкое производство и лавка при нем. Прилежный немецкий юноша, окончив школу и профессиональное училище, сразу стал входит в курс семейного дела и даже отработал год на фабрике простым рабочим.
Получив семейное дело в наследство, Босс весьма успешно перестроил его, и тут началась первая из мировых войн. Не исключено, что уже тогда на предприятии шили форму для военных: именно в годы так называемой Великой войны благодаря государственным заказам бурно развивалось швейное производство. Потом, когда война закончилась и отпала необходимость шить так много солдатского обмундирования, фабрики перестроились на мирное производство. Так мода стала массовой.
Германия войну проиграла и оказалась в чудовищном экономическом положении. Босс на своей фабрике шил униформу и спецовки для рабочих и явно не процветал. Страна бедствовала, бедствовал народ Германии и многие тогда купились на обещания нацистов покончить с позором и возродить «фатерланд». Хуго был одним из тех, кто вступил в нацистскую партию. И тут же на него посыпались выгодные заказы. Фабрика была спасена от банкротства…
Кстати, по воспоминаниям пленных, трудившихся на производстве Босса, условия там в первые годы Второй мировой войны были просто ужасными. А форму шили отличную.
Послевоенная судьба бренда
Хуго, оштрафованный и лишенный права голоса, умер в 1948 году, в возрасте 63 лет. Его дело перешло к зятю Ойген Холи. И сначала фирма продолжила выпускать дождевики, спецовки и разную униформу. К 1967 году это был приличный бизнес с оборотом в 3,5 млн. марок. И здесь с 1953 года уже шьют классические мужские костюмы, не отличавшиеся, впрочем, особой стильностью. Затем дело унаследовали внуки Хьюго Босса – братья Йохен и Уве Холи.
Вот кто был обуреваем честолюбивыми планами и мечтал завоевать мировой рынок. Но продукция марки не выдерживала конкуренции с хорошими европейскими брендами.
Чтобы завоевать мир, компания Hugo Boss становится спонсором многих спортивных соревнований, в числе которых «Формула-1». Но стиль оставался слишком консервативным, что мешало бренду стать по-настоящему популярным.
В 1970-х годов братьям посчастливилось завязать знакомство с Вернером Бальдессарини, профессиональным закупщиком мужских костюмов. Он-то и объяснил им, в чем проблема их марки и как можно поправить стиль, сделать его по-настоящему модным. Братья все прекрасно поняли и пригласили Вернера на должность главного дизайнера компании. Вот он, первый настоящий дизайнер Hugo Boss, сделавший фирму всемирно известной.
Завоевание американского и мирового рынка
Да, Америка открыла свой рынок, самый большой и емкий в мире, для партнеров по западному блоку. Но не думайте, что его было так легко завоевать. Особенно немцам, у которых не было репутации блестящих и стильных портных, зато была кое-какая другая репутация.
Но безупречный стиль работы и отличное качество одежды заставили обратить на себя внимание.
Амбассадорами стиля Hugo Boss становятся Сильвестр Сталлоне и актеры из сериала «Полиция Майами». Все замечают мужественный, брутальный стиль этих костюмов, оценивают их по достоинству. Голливуд пал – здесь полюбили и носят Hugo Boss даже на оскаровские церемонии.
К 90-м годам оборот фирмы составил примерно миллиард марок. С 1993 года главный дизайнер бренда – Петер Линдерман, решивший превратить Hugo Boss в марку для молодых, и ему это удалось. В 1998 году марка запускает женскую линию и весьма успешно. А дальше меняются дизайнеры, концепции, но одежда немецкой фирмы остается желанной и популярной. Стиль Hugo Boss всегда узнаваем, из моды не выходил еще ни разу. А нацистское прошлое… Что ж, они разделил его со всей Германий, что тут поделаешь.