Керлинг — это спортивная командная игра на ледяной площадке. Каждая команда должна провести свой снаряд как можно ближе к центру мишени или выбить оттуда снаряд противника. Как вид спорта кёрлинг известен давно, но настоящую популярность он начал набирать лишь сейчас. Кому-то он может показаться слишком странной игрой, несерьёзной, но ценители называют кёрлинг «бильярдом на льду».
История возникновения
Если переводить название игры дословно с шотландского языка, оно обозначает «игра в ревущие камни». Обусловлено это шумом, который издает снаряд при движении по льду. Термин начал широко использоваться в 17 веке, когда Генри Адамсон — шотландский писатель — упомянул его в одной из своих поэм.
Первые упоминания об игре камнями относятся ещё к средним векам. 1511 г. датируется найденный археологами самый древний на сегодня снаряд для турнира. Исторически принято считать родиной развлечения Шотландию, но в тот же период времени похожие соревнования проводились и в Нидерландах.
В то время не существовало ни единого свода правил, ни общепринятого инвентаря. Игроками использовались камни примерно схожих размеров или грузы из ткацких станков. Разная форма и вес снарядов, неровная поверхность ледяной площадки вели к тому, что долгое время результаты игры зависели исключительно от удачливости команды.
В 1838 году лучшие игроки Шотландии объединились в союз. Его главной задачей было унифицировать правила и снаряжение. Форма биты постепенно приобрела привычный вид, а игра стала развиваться и в других странах — США и Канаде.
Современное развитие игры
Хотя кёрлинг как вид спорта зародился давно, впервые мужское первенство мира было проведено лишь в 1959 году. Кубок Шотландии забрали канадцы. Женское мировое первенство состоялось в конце 70-х гг. XX века. Выиграли его представительницы Швейцарии.
В современном спортивном пространстве чемпионаты мира и Европы по кёрлингу стали ежегодными, а с 1998 года кёрлингисты участвуют в зимней Олимпиаде.
Состав команд
Для игры формируются 2 команды по 4 игрока: скип, вице-скип, первый и второй. Скип задает тактику игры. Он указывает направление движения камня, командует действиями союзников. Чаще всего скип делает 2 завершающих броска, но игроки могут установить другую очередность. Вице-скип управляет командой, когда скип кидает камень.
Инвентарь
- Камни. Они создаются из зеленого гранита, который добывают в Шотландии. Основа снаряда — округлой продолговатой формы, с помощью винта к ней крепится специальная ручка. Всего потребуется 16 камней. Их параметры строго ограничены:
- Длина окружности до 91, 44 см
- Высота от 11,43 см
- Масса от 17,24 до 19,96 кг.
- Щетка. Ей игроки трут лед, обеспечивая скольжение камню. Для щетины щеток используют свиной или конский волос. Ручки могут быть деревянные, пластиковые, но чаще используют карбон.
- Одежда и обувь должна быть теплой, прилегать к телу и хорошо тянуться, чтобы не сковывать движений. Брюки предпочтительны с завышенной талией, поскольку игроки постоянно наклоняются. Обязательно нужно иметь в экипировке перчатки или рукавицы, которые защитят от холода и обеспечат хорошее сцепление со щеткой. Ботинки также должны быть теплыми. Скользящими могут быть обе ноги или только одна. С этой целью может быть изготовлена специальная подошва или использована накладка для обуви из тефлона.
Площадка для кёрлинга
Площадь покрытия: 45 м. в длину и от 3,5 до 5 м. в ширину. Лед имеет температуру около -5 градусов по Цельсию. Поле расчерчено разметочными линиями:
- Дом — 2 круга диаметром 3,66 метра на концах площадки. В центре дома находится ещё три окружности, центр каждой совпадает с центром дома. Их радиус составляет 1,2 м, 0,6 м, 0,15 м.
- Ти-лайн — проходит через центр дома
- Бэк-лайн — задняя линия
- Центральная
- Хог-лайн – зачетная линия
- Линия колодок
- Контрольная линия
Ход игры
По времени одна игра занимает от 2 до 2,5 ч. и состоит из 10 таймов — эндов. В каждом соперники выпускают по 8 камней. Метатель бросает снаряд от линии колодок и направляет его рукой, пока не достигнет хог-лайна.
Затем два союзника щетками натирают поверхность перед камнем, создавая эффект гидропланирования и направляя его в нужную сторону — свипуют. Цель зависит от тактики: доставить снаряд в центр мишени или удалить из неё чужие камни.
Когда все камни брошены, можно подводить итоги периода. Биты вне дома в учет не берутся. Команда, чей снаряд расположился ближе всех к центру дома, выигрывает энд. Ей начисляется 1 балл за каждую биту, находящуюся ближе к центру, чем все камни второй команды.
На первый энд с помощью жребия устанавливается, кто кидает последним, далее эта возможность дается проигравшим в предыдущем энде. При игре «вничью» право остается за кёрлингистами, у которых оно было в текущем энде.
Последний бросок дает привилегию: можно проанализировать обстановку и выбрать верный ход, убрать камень соперника или постараться забросить свою биту. Часто в конце энда выгоднее сделать «пустой» бросок, чем выиграть одно очко.
После суммирования результатов 10-ти эндов оглашается победитель игры. Если соперники сыграли «вничью», назначается экстра-энд. Выигравшие экстра-энд признаются выигравшими игру.
Важные моменты
Метатель отпускает снаряд до пересечения хог-лайна, иначе он будет удален из игры.
- Касание камня своей команды карается удалением снаряда, но только в первые два броска от каждой команды.
- Можно свиповать снаряд соперника, если он находится в зоне за ти-лайном, с целью его вывода за пределы игрового поля.
- Можно специально выстроить свои снаряды так, чтобы они защищали другие, удачно попавшие в мишень. Это делается, чтобы соперник не смог изменить их расположение.
- Free Guard Zone — это правило распространяется на первые 4 броска. Его суть: нельзя выбивать снаряды, находящиеся между ти-лайн и хог-лайн, но можно их двигать. При подобном нарушении восстанавливается раскладка до броска, а камень нарушителя выбывает.
- Если снаряд во время броска разламывается, его можно заменить. Новый ставится на место самого большого осколка.
- Если камень меняет направление или останавливается из-за неровностей льда, его можно заменить
- Если у снаряда во время броска отпадет ручка, то можно произвести ещё одну попытку по желанию команды.