Пако Рабан, модельер с пассатижами. Так говорили о нем современники и совсем не врали — лишь слегка преувеличивали. Настоящий, матерый футурист, выпускавший на сцену моделей, завернутых в железные листы, местами художественно оформленные. Он больше не владеет своим модным домом, но дело его, помноженное на современные технологии, живет.
И даже те, кто мало представляет себе наряды от Рабана, скорее всего, наслышаны о его фантастических духах. Думаем, пришло время узнать что-то и о самом кутюрье.
Немного биографии
Его на самом деле зовут Франсиско Рабанеда и Куэрво, он испанец. Семья, вернее то, что от нее осталось после расстрела отца-коммуниста, бежала во Францию. Мальчик рос с мамой и бабушкой и с детства разрывался между левыми взглядами матушки и фантастическими воззрениями бабушки – истовой католички, хранительницы всех народных преданий и суеверий. Кому другому это бы психику расстроило, но Пако, как будущему творцу, все пошло на пользу.
Да, а как же он стал Пако, если сначала был Франсиско? В мире моды псевдоним иногда очень нужен. Особенно если вы испанец в Париже и ваше полное имя труднопроизносимо для местных. И вот обрезаем испанское окончание и меняем имя с банального на значащее и звучащее: Пако в переводе с греческого — «ворон». Юноша уверял всех, что именно ворон покровитель его рода, намекая на древность и знатность оного.
Судьба немного помогла юному Пако: мать работала в одном из лучших домов моды того времени – Balenciaga. Видимо, хозяин дома Кристобаль Баленсиага, тоже выдающийся испанец в Париже, пригрел соотечественницу и дал ей работу. Это мать, а не погибший отец, стала примером для своего мальчика, который просто пошел в моду по ее стопам. Сначала он мастерил украшения из металла и предлагал их разным модным домам. Видимо, украшения были неплохие, раз их покупали. А потом на мир свалились 60-е с их модной, космической и сексуальной революцией, и тут Пако своего шанса не упустил.
После первых полетов в космос прогрессивный мир был готов к самому невероятному повороту событий. Молодежь настроилась лет через десять расстаться с Землей и всем ее консервативным укладом. Модные и продвинутые жаждали только радикального будущего – любого, самого невероятного, лишь бы ничто не напоминало о душном, затхлом прошлом с его кринолинами и классическими костюмами.
Рождение стиля Paco Rabanne
Это случилось в 1966 году, через год после того, как Анри Курреж выпустил первую футуристическую коллекцию в космическом белом цвете и с невероятными, непривычными юбками мини. Ничто больше не сдерживало фантазии молодых мастеров. Пако Рабан показывает свои «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». Скажем больше – их и показывать-то было нельзя!
Девушки, завернутые в фигурно изрезанные железные листы, ранились до крови еще до выхода на подиум. Другие осторожно натягивали железные кольчуги, сплетенные из проволоки, третьи так же осторожно, ни в коем случае не присаживаясь, чтобы не поцарапать нежных ягодиц, ходили в туниках, собранных их металлических пластинок. Ну и так далее… Эффект получился тем более потрясающий, что манекенщицы были чернокожими – в духе метиссажа, объявленного главным трендом будущего. Ну конечно, космическое человечество перемешается и создаст новые расы, готовьтесь!
Кто-то был в восторге от показа, кто-то смеялся, повторяя: «Этот парень гораздо чаще пользуется пассатижами и молотком, чем ножницами и иголкой». Да вообще почти не пользовался он ножницами и иголкой, ну и что? Шанель брезгливо процедила, когда ее спросили о модельере Рабане: «Он металлург, а не модельер».
Но Рабана все это ничуть не смущало, он был настоящим революционером и как все футуристы радовался малейшей возможности поскандалить и возмутить публику. Интересно, где он взял свои сумасшедшие идеи: в работах немецких авангардистов начала 20 века или, наоборот, в глубоком прошлом? Где-то в середине 60-х откопали могилу китайского принца, мумия которого возлежала в гробу с лицом, прикрытым нефритовыми пластинами, соединенными друг с другом точно так, как пластины в платьях Рабана. Мы теперь уже правды не узнаем. Но Рабан нашел свой стиль и следовал ему неуклонно, без компромиссов.
В том же, 1966 году он представил одноразовую коллекцию одежды из бумаги. Посмотрите на сегодняшнюю моду – как много в ней моделей, похожих на бумажные «макеты» Рабана. Он предсказал этот поворот в дизайне одежды.
Ароматы, придуманные Рабаном
Задумавшись о том, как «космическая девушка» должна пахнуть, Рабан создает свой первый аромат и это только начальное звено в цепочке его парфюмерных успехов. Здесь он преуспел даже больше, чем в дизайне одежды. Аромат был цветочно-альдегидным и невероятно манким, притягательным и фантастическим. Это вам не банальные ландыши Диора, всем уже надоевшие.
С тех пор Рабан делал много разных коллекций, но если его одежда иногда из моды выходила, то ароматы выстреливали всегда. Не знаете, что подарить женщине, боитесь не угадать с любимым запахом? Рабан! Он подходит всем и нравится всегда.
Кстати, мужской аромат Пако создает только в 1973 году. Возможно, именно потому, что футуризм в одежде начинает выходить из моды, Paco Rabanne Pour Homme становится невероятно популярным. В общем, незнакомым мужчинам тоже можете дарить духи от Рабана.
Будущее моды без Пако Рабанна
В 70-е футуризм тухнет и гаснет, все отворачиваются от синтетических материалов, грезят о возврате ко всему натуральному. Да и в космос земляне не улетели, вопреки ожиданиям… Снова заговорить о себе Пако Рабан заставил лишь в 1988 году, когда выпустил коллекцию из органического стекла, лазерных дисков и голографического волокна. Это, конечно, не было потрясением основ, но дизайн получился невероятно талантливым.
И все равно век модельеров заканчивался: в Париже все навязчивее стали говорить о смерти haute couture, о том, что модные дома не выдерживают конкуренции с массовым производством и разоряются. Вот и Пако Рабан в 1999 году вынужден был уйти из собственного дома моды.
Для Пако Рабана это, конечно, было концом света. И его личный крах превратился в навязчивую идею о гибели всего мира. Бывший футурист вдруг превратился в одержимого эзотерика, уверенного в том, что на Париж летом 1999 года упадет русская космическая станция, а потом начнется всемирный апокалипсис. Он кричал об этом на всех углах, а мир моды с удовольствием поддержал панику. Говорят, кутюрье даже купил себе подземное убежище в Пиренеях.
Сейчас Рабан пишет футуристические картины. Его модный дом живет без него и живет и довольно успешно. Сверхсовременные материалы превратили все его дикие фантазии во вполне носимую и очень актуальную одежду. Например, манекенщицы и модницы сейчас с удовольствием носят кольчуги, только не из металла, а из силиконовых материалов – мягких, но внешне неотличимых от благородного железа. Прогресс сделал свое дело, будущее пришло!
Но предсказал и придумали это будущее такие гении моды, как Пако Рабан. И вы по-прежнему можете смело покупать и дарить чудесные духи этого модного дома во всех затруднительных случаях.