Условно Пола Смита можно назвать «британским Армани». У него такой же практичный и элегантный стиль, долгий путь в моде, разветвленный бренд с множеством линий для мужчин и женщин и бренд этот принадлежит не какому-то огромному концерну, как большинство других, но самому сэру Полу.
А как же мы будем его от Армани отличать? Очень легко. Потому что Пол Смит, как настоящий талант, не похож ни на кого. Давайте присмотримся к ДНК его стиля. Все-таки, 50 лет стабильного успеха в мире бизнеса и награда «За вклад в развитие британской моды» из рук самого принца Филиппа, это вам не шутки.
Обычное английское детство и юность
Редкий случай – нам не придется писать о детстве Пола Смита, потому что с модой оно не связано никак. Не было шьющей мамы или папы-торговца лифчиками. Ничего такого, что «искалечило» бы психику маленького мальчика, с детства насмотревшегося на полураздетых клиенток в примерочной.
Обычное английское детство в среднестатистической семье. Правда, парень бросил школу в 15 лет. Решил, что спортсмен может и так устроиться в жизни – Пол занимался велосипедным спортом очень серьезно. Но со спортом не сложилось – во время одной из тренировок или гонок на него наехал автомобиль, и авария уложила Смита в больницу на шесть долгих месяцев.
Вот где парню повезло! В этой же больнице по разным поводам валялась целая компания интересных молодых людей «богемной», творческой ориентации и еще одна дико интересная барышня. Она училась в Королевском колледже искусств, занималась дизайном, умела шить и кроить. Но эти ее достоинства Пол оценил позже. Сначала он просто влюбился по уши в хорошенькую соседку по отделению.
Начало
Итак, Пол затусовался с творческой молодежью, ему захотелось стать частью этого удивительного мира. Но он был практичный молодой человек и понимал, что надо чем-то зарабатывать на жизнь. И решил заняться дизайном. Первые шаги он делал под чутким руководством будущей жены – той самой соседки по отделению. И еще учился по вечерам у настоящего английского мастера, знающего все секреты британского портновского искусства – возможно, высочайшего в мире.
В те годы, а это был конец 60-х, Англия была одержима дизайном. Особенно ее молодежь, выучившаяся благодаря грантам социалистического правительства.
Итак, овладев тайнами высокого шитья, он открывает первый магазин в Ноттингеме в 1979 году. И почему-то с французской вывеской — Paul Smith Vetements Pour Homme. Сейчас сам дизайнер усмехается и говорит, что все это было слишком пафосно. Однако дело пошло и развивалось.
Бренд и первый бутик
Свой бренд он зарегистрировал в 1976 году и тогда же поучаствовал в Парижской неделе мужской моды. Это были классические мужские костюмы, но сшитые по модным, современным лекалам и с озорной подкладкой – разноцветной полоской, которая вскоре стала символом бренда.
Первый монобрендовый бутик в Лондоне открылся в 1979 году, и он был совсем маленький. Зато очень стильный и концептуальный: тут помимо одежды продавались пластинки, книги, блокноты, забавные аксессуары.
С тех пор все бутики Paul Smith, а их множество по всему миру, – в одной только Японии 200 – выглядят примерно так же. Только они уже совсем не маленькие. Но главный магазин Пола Смита по-прежнему расположен в Лондоне – в районе Мейфер.
С 1993 года Смит выпускает одежду для женщин, и она отличается не меньшим качеством и пользуется таким же спросом, как мужская.
Стиль Paul Smith
Он очень британский в современном и лучшем смысле этого слова. Во-первых, вы знаете, что купили одежду или обувь, или какой-то другой аксессуар, превосходного качества. Она будет служить вам, вашему младшему брату, сыну и так далее. Но при всей добротности этот дизайн ироничен чисто по-британски.
У рубашки могут быть яркие манжеты другого оттенка, необычные роговые пуговицы, которые смотрятся интересно, но не делают вас смешным. И это всегда стройнящий, модный силуэт. А как вам «неубиваемая обувь» от Пола Смита, которую носят по 20 лет? То-то же! Вот почему самые высокие прибыли у бренда — в Японии, где потребитель очень требователен к качеству вещей.
Мы уже обмолвились о полоске – разноцветной, довольно мелкой – ставшей символом бренда на долгие годы. Потом Смит даже избавился от нее на некоторое время. А сейчас снова вернул. Потому что кризис диктует моде новые правила жизни, важнейшее из которых – следование собственному ДНК, главным чертам стиля, некогда сложившегося. Кстати, именно Смит вернул в моду семейные мужские трусы – линия белья у него тоже есть.
Женская одежда от Пола Смита тоже несет в себе важнейшие черты его ДНК. Собственно, это то, о чем мечтают многие, воруя из гардероба мужа элегантные жакеты, рубашки и покупая себе мужественные оксфорды. Это настоящий английский стиль, которому нет износа и над которым не властно время. Классика!
При этом женственные, нарядные платья, платья на красную дорожку и красивые лодочки – не отменяются. Например, в 2009 году Смит первый понял, что в мире начался настоящий кризис, который не пройдет через несколько лет, а будет крепчать и вызовет самые неприятные последствия и выпустил женскую линию с великолепными, невероятно романтичными нарядами в стиле… Первой мировой войны. Он угадал: кризис и не думает заканчиваться. А Пол Смит и не думает разоряться!
Бизнес Paul Smith
Он настоящий англичанин еще и потому, что никогда не витает в облаках, очень прагматичен и бизнес-стороне дела уделяет столько же внимания, сколько творчеству. Если не больше…
Обмолвившись о том, что дело до сих пор принадлежит его основателю, заметим, что это большая редкость по нынешним временам. Все вокруг разоряются, отдаются в руки гигантских модных корпораций. Возможно, Смит потому был награжден королевской семьей, что не отдал британский бренд в руки алчных французов, скупивших все по всему миру.
Как он этого добился? Сам дизайнер признается, что по-прежнему, как и в молодости, почти все, что зарабатывает, вкладывает в бизнес, а не в яхты, частные самолеты, роскошные автомобили и прочие «элементы сладкой жизни». Это то, на чём прогорают другие дизайнеры, слишком увлекшиеся тусовочной жизнью.
Зато здание, в котором расположен офис Смита, принадлежит ему, как и здание магазина-флагмана в Лондоне. Это главный урок, которому российскому бизнесу нужно научиться у британского – вкладывайтесь в дело, а не в понты и удовольствия.
В собственном магазине Пол Смит появляется достаточно часто, говорит с покупателями, лично выясняет – чем они довольны, а чего не находят. И он плохо отзывается о тех коллегах, кто отрывается от реального покупателя и колесит в лимузинах, окруженный охраной. Сам Пол предпочитает велосипед и мини-купер.
Сейчас дизайнер переходит на торговлю онлайн, но продолжает открывать и сохраняет старые магазины. Например, когда в Париже у всех дела не заладились, он открыл два бутика в Индии. Сегодня Paul Smith есть в 35 странах.