Валентино Гаравани — любимый дизайнер римской аристократии, чьи нравы, говорят, не сильно изменились со времен Древнего Рима. Наверное, этим людям очень трудно угодить, но он знал, как это сделать. Так появился знаменитый итальянский дом Valentino, который уже не принадлежит своему создателю. Выдающемуся кутюрье исполнилось 87 лет, он долго не хотел расставаться со своим детищем. Но ему пришлось, как и многим…
Начало
Валентино не любит распространяться о своей личной жизни, в отличие от многих. Он не делился подробностями своих юношеских неврозов, не болтал о своих романах. Говорят, даже скрывал собственную гомосексуальность и презирал тех, кто этого не делает.
Такая сдержанность вполне естественна для выходца из среднестатистической буржуазной семьи – с матерью-домохозяйкой и отцом-торговцем. Где же Валентино подхватил вирус моды? В мастерской у тёти Розы, портнихи. Парень сразу понял, чем он хочет заниматься и в какие круги пробиться – подальше от буржуа.
Он получил классическое модное образование в Италии – окончил школу Scuola Italiana di Moda. Родители хоть и не были в восторге от его выбора, но деньги на учёбу дали. Помогли и потом, когда юноша решил доучиться в Париже, в Синдикате высокой моды.
Юноша работает подмастерьем в нескольких домах моды, руководители которых замечают, что у парня есть собственный почерк. Этот почерк был очень итальянским: подчеркнутая чувственность, соблазнительность и женственность. «Одень женщину так, чтобы каждому хотелось ее раздеть!». Чувствовалось влияние итальянского барокко, хоть и не такого кричащего, как у Версаче.
Свое дело
Собственное ателье Валентино Гаравани открыл в Риме. Он сразу понял, какие ему нужны клиенты, чего он хочет добиться. А он мечтал о римской аристократии – заказчике взыскательном, но щедром. Его первая коллекция, сделанная в 1959, была такой утонченной, что на нее сразу же обратили внимание. Да, те самые люди, о которых наш дизайнер мечтал.
Рядом с Валентино всегда был какой-нибудь верный друг и партнер, по совместительству возлюбленный. Такой человек играл для него роль семьи, чья поддержка в бизнесе необходима любому итальянцу. В конце концов, партнером на все времена, и в любви, и в бизнесе, стал Джанкарло Джаметти.
Когда они только познакомились, молодой, только что созданный в 1960 году бренд, был в бедственном финансовом положении. Это тем более удивительно, что в начале 60-х в Италию ехала вся мировая элита, великосветское общество, и они охотно заказывали у юного кутюрье сказочно дорогие платья. Но тот так любил роскошь, что даже эти деньги не окупали затрат на создание моделей. Джаметти взял деловую сторону в свои руки и довольно быстро выправил положение: бренд стал приносить ощутимую прибыль.
Неповторимый стиль
В 1962 году дом моды выпускает коллекцию Gotha, в которой впервые показывает знаменитые «красные платья Valentino», секрет которых – в особой пропорции красителей, среди которых непременно есть доля оранжевого. Эти платья просто «горят», женщина в них – как прекрасное создание в самой сердцевине пламени.
Но самым важным заказчиком, человеком, подстегнувшим успех бренда, стала Жаклин Кеннеди. Овдовев, она заказала у Валентино сразу шесть траурных платьев. Раньше Жаклин старалась шить вещи у американских модельеров, как и подобает первой леди страны. Но после смерти мужа она возненавидела Америку и решила, что ничего ей не должна. Демонстративно Жаклин стала вести бурную светскую жизнь в Европе – в платьях от Валентино.
Вожделенная римская аристократия тоже оценила стиль дизайнера. Он был очень римским и нестерпимо роскошным – что и требовалось. Здесь скромность не заказывают! Все звезды, принцессы, аристократки и королевы потянулись к итальянскому мастеру, а тот заламывал такие цены, что никто не смел сомневаться в его таланте.
В 1968 году кутюрье создает прославленную Collezione Bianca, отличавшуюся аристократической бледностью – в ней царили белый, кремовый, нежно-розовый, бежевый цвета. Одно из платьев этой коллекции Жаклин Кеннеди надела на свадьбу с миллиардером Онассисом. Оно отметилось на обложках всех великосветских и модных журналов. Тогда же появился значок его дома – латинская V. Дизайнер имел полное право чувствовать себя победителем.
Через год бренд запускает мужскую линию – такую же дорогую и элегантную, как женская. Тут нужно отметить, что при всей любви к женственности и нарядности, Валентино никогда не забывал о благородстве формы, об элегантности. Иначе аристократия от него бы отвернулась.
Париж взят
Мастер, добившийся всего на родине, пытается пробиться в Париж. Это не так просто: французы не хотят плодить конкурентов и настаивают на том, что искусством высокой моды по-настоящему владеют лишь они. Поэтому сначала Валентино участвует в показах готовой одежды — ready-to-wear. В лигу высокой моды он пробился только в 1989 году, когда та стала откровенно чахнуть и нуждаться в свежей крови – пусть даже из-за границы.
В 1991 году дом моды Valentino устраивает грандиозный бал в честь своего тридцатилетия. К этому времени многие другие владельцы брендов уже расстались со своими любимыми «детками», но Валентино и Джаметти удерживались на плаву. На этом балу собралась вся мировая элита, газеты щедро разбрасывались титулами и эпитетами в адрес «именинника» — Валентино даже назвали «Императором моды». Он скромно и с достоинством согласился нести это властное бремя.
Но война проиграна
Однако запаса прочности оставалось всего на семь лет. В 1998 году бренд за 300 миллионов долларов купил итальянский концерн HdP. Потом были другие собственники, но Валентино оставался художественным руководителем дома. Он ушел совсем недавно и с помпой – в преддверии грандиозного экономического кризиса, в 2007 году.
Сегодня домом моды Valentino владеет богатейшее семейство из Катара, здесь шью роскошнейшие платья – возможно, самые красивые и дорогие в мире. По-прежнему выпускают мужские и женские линейки готовой одежды, духи, изысканное белье и многое другое.