С именем Жана-Поля Готье связаны величайшие открытия в моде. Он вывел уличный стиль на подиум, заставил мусор работать на имидж, дал жизнь простой тельняшке и упаковал элитные духи в банки из-под консервов.
Модельер Жан-Поль Готье надел на мужчин юбки, научил красить губы, обесцвечивать волосы и не бояться поцелуев. Женщины в обиде не остались, получив от кутюрье корсеты с сексуальными чашками, «рогатые» топы и привычку носить нижнее белье поверх одежды.
Перечислений хватило бы, чтобы имя гениального новатора навсегда вошло в энциклопедию моды. Но это частичка небосклона под названием «Жан-Поль Готье», где звездам тесно от его соседства. Жан-Поль Готье по-прежнему молод, живет на скорости, боясь чего-то не успеть. И время от времени сотрясает планету очередным эпатажем.
Детство и юность
Будущий революционер моды родился 24 апреля 1952 года в пригороде Парижа. Местечко под названием Аркёй станет Меккой для его поклонников, которые десятилетия спустя будут искать на узких улочках следы ботинок Жана-Поля Готье.
В семье банковских служащих, носивших белые воротнички, о моде не думали. Воспитание юного Жана-Поля доверили бабушке, скрывавшей шалости любимца и потакавшей его прихотям. О двойках в школе, которую мальчик не жаловал, отец с матерью не догадывались.
В квартире бабули, где телевизор работал непрерывно, с экранов слышался стук каблучков и шуршание креолина, навевающего мечты о сладкой жизни. Даже флер парфюма, рождающийся в фантазиях будущего властелина моды, казался осязаемым.
Бабушка, сыгравшая в судьбе Жана-Поля Готье серьезную роль, вместе с ним смотрела телешоу из легендарного парижского кабаре «Фоли-Бержер», комментируя стиль платьев и белья, походку танцовщиц, аксессуары, прически и макияж. Внук с лету запоминал наряды, которые воспроизводил в альбомах – в доме они были повсюду.
Время от времени родители вносили лепту в воспитание сына. Его просьбу подарить куклу они трансформировали в другой предмет. И мальчику купили медведя. Позже Жан-Поль Готье расскажет журналистам, что милая плюшевая игрушка стала его музой и первой моделью. В модных нарядах уже тогда звучали нотки протеста в адрес обыденности. А в гардеробе плюшевого друга лежали костюм космонавта и свадебное платье.
Путь к славе
Бабушка Жана-Поля Готье, зарабатывающая экстрасенсорикой и знахарством, предрекала внуку большую известность. И не ошиблась. Понимая, что стремление кардинально изменить человеческую внешность, доминирует над другими увлечениями, Готье решил стать парикмахером. Однако продолжал делать наброски модных шедевров. Когда рисунков скопилось много, юноша разослал их модельерам с громкими именами.
Эскизами с элементами экстравагантности заинтересовался Пьер Карден. Работы неизвестного молодого человека понравились основателю одного из самых культовых Домов моды, и он предложил Готье стать ассистентом. За окнами был 1970 год. Будущему революционеру от кутюр исполнилось 18, весь мир лежал перед ним, как на ладони.
Отношения с владельцем громкого бренда складывались, как нельзя лучше: Кардену импонировала нестандартность нового помощника. Но тот неожиданно ушел ассистентом к Мишелю Гома, владельцу Дома моды «Жан Пату». Правда, ненадолго. Затем был короткий «заход» к Анджело Тарлацци и возвращение к Пьеру Кардену.
От ужасного до прекрасного
… всего один шаг. Но на его преодоление Готье потребовалось время. 1974-й и весь следующий год он трудился над разработкой стиля модной коллекции Pierre Cardin для Америки.
1976-й стал годом создания собственной дизайнерской фирмы и первой авторской коллекции, которая вышла под именем Жана-Поля Готье. Его партнерами по бизнесу стали школьные друзья: Франсис Менюж и Дональд Потар.
Начинающие предприниматели, фонтанирующие идеями, были бедными, но гордыми. Не имея денег, свою первую коллекцию они слепили из салфеток, превратившихся в оригинальные маленькие платья. Бижутерия, изготовленная из отслуживших батареек и чайных ситечек, пришлась бы по душе Эллочке Людоедке из «12 стульев» Ильфа и Петрова.
На искушенных французских львиц она не произвела впечатления, так как многие из них в этот день были на показе коллекции популярного модельера. Тем не менее, имя эпатажного дизайнера, смешавшего несовместимые жанры и не боявшегося экспериментов, просочилось в прессу и закрепилось в памяти.
А Жан-Поль Готье сделал выводы: хороший скандал – лучший друг славы. Пройдет немного времени, он станет кумиром модников и модниц, создаст десятки коллекций, и никогда больше имя Жана-Поля Готье не останется в тени.
Завладев армией поклонников, Жан-Поль Готье поведет их то на боксерский ринг, то в музей старинных каруселей, то в трамвайное депо, а то в заброшенную тюрьму. На подиумы в костюмах от Готье будут выходить модели, похожие на персонажей из фильмов ужасов: карлики, морщинистые старики и старушки, толстушки с целлюлитом.
Восхождение на Олимп
Пограничной чертой, разделившей жизнь кутюрье Жана-Поля Готье на «до» и «после», стала коллекция «Джеймс Бонд», созданная под заказ спонсоров из Японии в 1980 году. Кожаные шорты и короткие юбки восторженная публика посчитала пародией на 60-е годы.
Коллекция «Хай-тек», которую Жан-Поль Готье сделал из помойных ведер, старой посуды, электронных плат и коробок корма для животных, превзойдет все ожидания. Мир, встревоженный проблемой экологии, получит идею вторичного использования отходов, а кутюрье – статус хулигана.
Затем последуют коллекции «Дадаизм» в стиле авангард, «Бороды» или «Культурный шок» с рогами на груди, «Мужчина-объект» с брутальными манекенщиками в тельняшках и юбках.
Под впечатлением детских воспоминаний в 1993 году Жан-Поль Готье запустит линию парфюма и создаст духи с тончайшей симфонией папоротника, апельсинового дерева и лаванды. Флаконом станет женский торс, навеянный мыслями о Мадонне, а упаковкой – имитация консервной банки.
Кого только не вдохновляло творчество Жана-Поля Готье! Он создал костюмы для балета «Белоснежка» Анжелена Прельжокажа, повлиял на сценические облики легенды шок-рока Мэрилина Мэнсона, панк-дивы Нины Хаген, звезд Милен Фармер и Мадонны, для которой изобрел конусообразный бюстгальтер. С рок-королевой, покорившей мир, его связывала нежная дружба. Еще до ее начала он сотворил платье-бюстье из оранжевого бархата, в котором она снялась на обложке глянцевого журнала.
Что общего между Готье и мега-режиссерами Педро Альмодоваром, Питером Гринуэем, Люком Бессоном, Жаном-Пьером Жене и Марком Каро? Герои их картин «Кики», «Повар, вор, его жена и любовник», «Пятый элемент», «Города потерянных детей» завоевали экраны в костюмах, рожденных гением моды Жаном-Полем Готье.
Личная жизнь
Своего лучшего друга, любимого человека и компаньона Жан-Поль Готье, никогда не скрывавшей нетрадиционной сексуальной ориентации, потерял в 1990 году: Франсис Менуж умер от СПИДа. С трудом пережив удар, Готье бросил вызов судьбе, удивив мир новыми решениями.
Он покорял телеканалы, вел авторскую программу на MTV, пел, снимался в кино, открывал модные бутики. Сейчас Жан-Поль Готье занимается благотворительностью. Имея армию поклонников, он до сих пор одинок.