Сегодня потребители со всего мира знают Birkenstock по дико популярным сандалиям «Аризона» (англ. Arizona) и сабо «Бостон» (англ. Boston), а также по многочисленным коллаборациям с такими ведущими дизайнерами, как Dior, Valentino, Fear of God, Manolo Blahnik, Rick Owens и другими.
А возможет, они узнали о бренде благодаря его эпизодической роли в мегахите 2023 года — фильме «Барби», вирусная сцена которого вызвала 110-процентный прирост онлайн-поиска.
Тем не менее, история Birkenstock богата яркими моментами и насчитывает почти 250 лет. Ниже представлен краткий обзор некоторых переломных моментов.
Первые дни
История Birkenstock началась в 1774 году с Иоганна Адама Биркенштока, который был описан как «подданный и сапожник» в церковных архивах Ланген-Бергхайма, Германия. Хотя семья со временем переехала во Франкфурт, она осталась верна сапожному делу, и в 1873 году правнук Йохана, Конрад Биркеншток, совершает прорыв, разработав колодку анатомической формы (модель, по которой строится обувь).
Он продолжает экспериментировать и в 1903 году создает первую «стельку», хотя в то время она была сделана из металла. Впрочем, к 1913 году он останавливается на конструкции из смеси материалов, включая пробку и латекс, и регистрирует продукт под названием «Fußbett» (или стелька). К 1925 году стельки оказываются настолько востребованными, что семья открывает фабрику во Фридберге, Германия.
Первая обувь
В 1963 году Карл Биркеншток выпускает оригинальные сандалии для фитнеса с глубокой и гибкой стелькой, которые с 1979 года продаются под названием «Мадрид». Однако немедленный успех нового стиля не оправдался. Розничные продавцы бойкотировали «необычную» обувь, поскольку она не соответствовала общепринятой моде, но компания быстро находит одобрение у врачей. Впрочем, Карл Биркеншток продолжает создавать новые силуэты обуви. В 1964 году он создает свою следующую сандалию «Цюрих» (нем. Zürich), а в 1965 году — еще одну «Рим» (итал. Roma). К 1973 году появляются «Афины», «Осло» и «Ноппи».
Популярная и сегодня модель Аризона впервые дебютировала в ноябре 1973 года и первоначально состояла из синтетики с подкладкой из натуральной кожи и предлагалась в черном или белом цвете. За последующие четыре десятилетия были разработаны сотни вариантов и проданы миллионы пар. Еще один бестселлер, бостонские пробковые сабо, появился на свет в 1976 году как альтернатива популярным в то время тяжелым деревянным моделям. Эта легкая и гибкая минималистичная модель с закрытым носком стала еще одним стилем для дома и улицы, работы и отдыха.
Приход в Америку
В 1966 году Birkenstock выходит на американский рынок благодаря дизайнеру немецкого происхождения Марго Фрейзер, открывшая для себя этот бренд во время поездки на родину. Затем Фрейзер начала продавать оригинальные сандалии Birkenstock в США в магазинах здорового питания и на еженедельных рынках.
В 1972 году она основывает компанию Birkenstock Footprint Sandals Inc, на базе которой сегодня работает Birkenstock USA.
В 2002 году Фрейзер уходит из компании, но ненадолго возвращается в 2004 году, после чего Кристиан Биркенсток приобретает контрольный пакет акций Birkenstock Footprint Sandals Inc. Он включает ее в состав группы компаний Birkenstock и заключает новое дилерское соглашение с американским дистрибьютором под новым названием Birkenstock Distribution USA Inc.
Сотрудничество в области моды
Еще в 1980-х годах модные дизайнеры приняли сандалии Birkenstock, но переломным моментом стало сотрудничество бренда с Риком Оуэнсом. В 2018 году Оуэнс сделал сандалии центральным элементом своей презентации в стиле Burning Man и помог зажечь новую эру для Birkenstock. Вместе они создали множество коллабораций. Этот процесс стал основой для создания подразделения Birkenstock 1774, которое с тех пор выпустило релизы с Valentino, Jil Sander, Proenza Schouler, Dior, Manolo Blahnik, Fear of God и другими.
Интересно, что первым крупным модельером, сотрудничавшим с Birkenstock, стал Марк Джейкобс, который переосмыслил модель Arizona в рамках своей бунтарской гранж-коллекции весны 1993 года для Perry Ellis. Сандалии были изготовлены из натуральной кожи, шелка и замши и отделаны фигурной пряжкой со сверкающими стразами.
Расширение розничной торговли
До начала пандемии компания Birkenstock не торопилась с развитием розничной торговли в США. В 2018 году в нью-йоркском районе Сохо открылся ее первый флагманский магазин в США, а в 2019 году — в Венис-Бич, штат Калифорния. Но после того, как в 2020 году компания пережила один из самых сильных годов в своей истории — благодаря глобальному переходу потребителей на удобную моду «работа из дома» — Birkenstock снова расширила свое присутствие в США, открыв в 2021 году флагманский магазин в хипстерском районе Бруклина Уильямсбург, штат Нью-Йорк. За этим последовал четвертый магазин компании в США, который открылся в декабре в Marin Country Mart в Ларкспуре, Калифорния.
Событие «Барби»
Включение Birkenstock в сюжет фильма «Барби» — самого успешного фильма 2023 года во всем мире с кассовыми сборами более 1,381 миллиарда долларов — стало большой победой для бренда. В фильме героиня Кейт Маккиннон, «странная Барби», объясняет Марго Робби, «стереотипной Барби», что она должна выбрать между подходящими для Барби туфлями на высоком каблуке и сандалиями Birkenstock.
Последние — это обувь, представляющая реальный мир, куда Барби должна отправиться, чтобы преодолеть свой экзистенциальный кризис — и свои внезапно сплюснутые ноги. По данным Lyst, после выхода фильма эпизод вызвал 110-процентный рост запросов на Birkenstock Arizonas.
Данные Google Trends также показали, что после премьеры фильма число запросов на сандалии Birkenstock в США выросло на значительный процент, согласно данным компании 3DLOOK, занимающейся виртуальными примерочными. Например, число запросов в Google по запросу «женские сандалии Birkenstock» выросло на 346 процентов. Поиски «Birkenstocks купить» выросли на 102 %, а запросы «купить сандалии Birkenstock» и «Birkenstock сандалии» — на 76 % и 70 % соответственно.
Выход на биржу
После нескольких месяцев спекуляций компания Birkenstock сделала первый шаг к выходу на биржу в сентябре, отправив свой проспект эмиссии в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. В нем Birkenstock заявила, что продаст около 32,26 миллиона акций по цене от 44 до 49 долларов за обыкновенную акцию, с целью привлечь около 1,58 миллиарда долларов для компании и ее частного владельца L Catterton, за которым стоит французский дом моды класса люкс LVMH.
По нижней границе оценка будет составлять около 8,3 миллиарда долларов, а по верхней — около 9,2 миллиарда долларов, согласно данным, приведенным в проспекте. В проспекте также указано, что семейная холдинговая компания Financière Agache, принадлежащая генеральному директору LVMH Бернару Арно, заинтересована в покупке акций на сумму до 325 миллионов долларов.
Александр Арно, сын Бернара, войдет в совет директоров Birkenstock после размещения акций. Birkenstock начинает торговаться сегодня под символом BIRK. Немецкая компания назначила цену IPO на уровне $46 в конце вторника, в пределах диапазона от $44 до $49, который ранее прогнозировался компанией. Это дает оценку в 8,6 миллиарда долларов.