Бренды

Versace: История

29 октября 2024

Компания Gianni Versace SpA со штаб-квартирой в миланском дворце занимает второе место среди итальянских модельеров, уступая лишь конкурирующему дому Giorgio Armani. По оценкам, имя Versace приносит 2 миллиарда долларов США в розничной торговле и 1 миллиард долларов США в оптовой. Разнообразные предложения компании позволяют людям окутаться в Versace с ног до головы, включая нижнее белье, зонты, косметику, чулочно-носочные изделия, обувь, часы, ювелирные изделия и ароматы. Клиенты могут даже окружить себя мебелью из линии декора Home Signature. В группу Versace входят такие линии, как Istante, Versus, Versace Jeans Couture, Versace Sport, Versatile, Versace Classic 2, Young Versace и Home Signature. К концу 1990-х годов империя моды простиралась от дизайнерского стола до производственных площадок и прилавков магазинов. Ее товары распространяются через более чем 300 бутиков и 2 000 аффилированных магазинов.

Частный бизнес находился в нескольких месяцах от выхода на биржу, когда 15 июля 1997 года его основатель и тезка, итальянский модельер Джанни Версаче, получивший множество наград, был застрелен перед своим особняком в Майами-Бич. Безвременная смерть 50-летнего модельера грозила развалить его компанию. Но на протяжении практически всех 20 лет работы дом одежды был семейным делом. Старший брат Джанни, Санто, управлял финансами, а младшая сестра Донателла курировала рекламу, аксессуары и свою собственную линию в группе. После семейной трагедии Донателла взяла на себя роль главного дизайнера. Оба были привержены идее вывести компанию на биржу в 1998 году.

Конец 1970-х годов

Джанни Версаче родился на юге Италии в 1946 году в семье продавца бытовой техники и швеи. Его мать, Франческа, шила платья для элиты региона. Считается, что Джанни начал свой путь к высокой моде, когда, будучи мальчиком, мастерил кукол и марионетки из лоскутков ткани, которыми был завален пол в ее студии. Получив архитектурное образование, Джанни остался в родном городе Реджо-Калабрия в 1960-х годах, сначала подрабатывая у матери, а затем открыв два отдельных бутика, где демонстрировалась мужская и женская мода.

В 1972 году Эцио Никосия, владелец Florentine Flowers из Лукки, пригласил Джанни переехать в Милан и разработать коллекцию трикотажа для осени и зимы. Работы 25-летнего дизайнера оказались настолько успешными, что в качестве бонуса к обычному гонорару он получил кабриолет Volkswagen. В последующие годы Версаче заключал контракты с Де Паризини из Santa Margherita, Callaghan, Alma и Genny Group, создававшими линии готовой одежды. Версаче создал коллекцию Complice для Genny, а в 1977 году стал самостоятельным дизайнером и представил свою первую фирменную коллекцию следующей весной. В первый же год продажи его ярких и сексуальных моделей для женщин составили 20 миллиардов ливров (11 миллионов долларов США). В 1978 году Версаче открыл свой первый миланский бутик и выпустил первую коллекцию мужской одежды.

Старший брат Санто был с ним с самого начала, переехав в Милан в 1976 году. Будучи бухгалтером, Санто использовал свое образование в области делового администрирования в качестве управляющего директора и председателя Gianni Versace SpA. Младшая сестра Донателла начала координировать аксессуары с дизайном Джанни, а затем быстро перешла в сферу рекламы и продвижения. Пожалуй, самое главное, что она служила тем, кого Джанни называл своей «вдохновляющей музой». Все трое братьев и сестер разделили собственность на швейную фирму, хотя и не поровну: Джанни принадлежало 45%, Санто - 35%, а Донателле - 20%.


Шоуменство стало движущей силой дизайнерского дома в 1980-х годах

Версаче развивал симбиотические отношения с деятелями искусства, особенно в области театра, популярной музыки и танца. Эти связи оказывались взаимовыгодными: Версаче создавал костюмы и одежду, которые позволяли знаменитостям выглядеть шикарно, а его клиенты служили ходячими рекламными щитами для товаров дизайнера. Особенно тесные связи Версаче установил с театром Ла Скала. Эта «побочная линия» нашла отражение в его модных коллекциях, которые приобрели театральный характер. Круг его друзей и клиентов из числа знаменитостей расширялся вместе с его дизайнерским мастерством. Ричард Аведон фотографировал его коллекции. Энди Уорхол написал его портрет. Позже Сильвестр Сталлоне и Мадонна снимались в его рекламе.

Парадоксальные вкусы самого Версаче нашли отражение в его дизайне. Как он сказал в интервью газете New York Times Эми М. Спиндлер незадолго до своей смерти, «контрасты - это ключ ко всем моим творениям». Он создавал костюмы для рок-концертов Элтона Джона, а также для балетов, поставленных Морисом Бежаром. Его знаменитые поклонницы - от панковской, распутной Кортни Лав до безупречно шикарной Дианы, принцессы Уэльской. Его называли «рок-н-ролльным эксгибиционистом», «ярко выраженным приверженцем гедонизма культуры конца XX века», но он также был известен как преданный брат и дядя. Эти различия нашли свое выражение в дизайне, в котором всегда присутствовал элемент «намеренного несовершенства»: драпированные платья из металлической сетки, платья-бабидолл с леопардовым принтом, асимметричные декольте и подолы, сочетания кружева и металла. Другие фирменные знаки Versace появятся в 1980-х годах: красочные шелковые принты, высокие каблуки, барочные темы, кожа и неприкрытая сексуальность.

Женская коллекция дизайнера осень-зима принесла Версаче его первую крупную награду, первую из четырех карьерных L'Occhio d'Oros, в 1982 году. Укрепив свою творческую репутацию, Версаче быстро начал извлекать выгоду из своего бренда. Как и иконы моды до него, Версаче понял, что если большинство женщин не могут позволить себе фирменное платье за 15 000 долларов, то гораздо большее число может позволить себе шелковый платок с оригинальным принтом или часы с логотипом в виде головы Медузы. Дизайнер начал свою диверсификацию с ароматов. Аксессуары - в большинстве своем созданные по лицензиям дизайнеров Versace - варьировались от носков до зонтов, солнцезащитных очков, ювелирных изделий и часов. В начале 1980-х годов Версаче быстро вышел на международный рынок, открыв собственные и франчайзинговые бутики в Европе и Азии. К середине 1990-х годов 25 процентов продаж приходилось на Азию.

В марте 1985 года была представлена первая коллекция Versace Istante, готовая линия одежды в стиле «консервативный шик», разработанная Джанни при содействии давнего компаньона Антонио Д'Амико и сестры Донателлы. Istante была организована не только как отдельный бренд, но и как отдельная дочерняя компания группы Versace, Istante Vesa s.r.l. В 1989 году Версаче представляет Atelier Versace, линию высокой моды, в которой представлены модели, сшитые на заказ, стоимостью в десятки тысяч долларов. Линия Versus, также запущенная в 1989 году, стала местом работы Донателлы. Ее готовая одежда была ориентирована на более молодую и модную аудиторию. К середине 1990-х годов на Versus приходилось 10 процентов корпоративных продаж.

К 1989 году годовой доход Gianni Versace SpA составил 158 миллиардов ливров, а чистая прибыль - 7,6 миллиарда ливров. На тот момент бренд Versace приносил 520 миллиардов фунтов стерлингов в оптовой торговле.

Быстрая диверсификация способствовала расширению бизнеса в 1990-е годы


В 1990-е годы семейный бизнес ускорил темпы роста за счет расширения бренда - известного в модной среде как «пирамидинг продукции». В 1991 году компания представила Versatile, линию дизайнерской одежды для полных женщин, которая включала леопардовые костюмы, плиссированные мини-юбки и украшенные драгоценными камнями бюстье ярких цветов. В том же году Versace выпустил Versace Jeans Couture - линию повседневной одежды, которую возглавили джинсы за 200 долларов. В 1993 году была запущена линия посуды Home Signature, банного и постельного белья, ламп, ковров и многого другого. В 1997 году компания диверсифицировала свою деятельность в высококонкурентной сфере цветной косметики, представив в Европе косметику Versace Make-up. Это была быстрая, но хорошо продуманная экспансия, которая была осторожна, чтобы не перенасытить и, возможно, не ослабить ауру эксклюзивности и престижа бренда.

Аналитики высоко оценили управленческую и производственную гибкость компании. Джон Руссан из Business Week отметил, что «Версаче обычно принимали решения с молниеносной скоростью - ключевое конкурентное преимущество в индустрии, где стили и модные тенденции меняются в одночасье». С годами Версаче также накопили контрольные пакеты акций в 10 своих лицензиатах-производителях, что позволило компании перехватывать инициативу, когда продукт оказывался особенно популярным. Еженедельные отчеты о продажах позволяли семейной тройке быть в курсе самых горячих новинок компании.

Географическая, а также товарная диверсификация оказались жизненно важными для расширения Versace. В 1994 году Европа все еще оставалась крупнейшим рынком компании, на который приходилась половина годовой выручки. Хотя компания открыла свой первый бутик в США в Коконат Гроув, Флорида, в 1981 году, в 1994 году на Северную Америку приходилось менее 20 процентов продаж. В том же году Джанни и Санто объявили о своем намерении сделать США основным экспортным рынком Versace и источником не менее 30 процентов годовых продаж. Санто сказал корреспонденту WWDСаре Гей Форден: «США - наш главный приоритет сейчас. Они должны стать нашим крупнейшим экспортным рынком». Стратегия достижения этой цели включала создание американского дистрибьюторского филиала и запуск девятиэтажного бутика в знаковом нью-йоркском здании на Пятой авеню.


Объем продаж вырос более чем в два раза - с 221 миллиарда ливров в 1990 году до 510 миллиардов ливров в 1994 году, а чистая прибыль увеличилась с 14,2 миллиарда ливров до 39,7 миллиарда ливров. В 1994 году оптовые продажи бренда Versace составили почти L1,2 триллиона.

В середине десятилетия Versace планировала провести первичное размещение акций для финансирования дальнейшего роста. Подготовка к этому событию началась еще в 1986 году, когда Версаче открыл свои бухгалтерские книги для общественности и нанял аудиторскую фирму для проверки отчетности. Весной 1997 года Джанни сказал шефу римского бюро Business Week Джону Руссану: «Я бы хотел, чтобы люди были так же без ума от моих акций, как от моей одежды». Финансист Санто согласился с ним, сказав Саре Гей Форден из WWD, что братья и сестры стремятся «дать этой группе жизнь, независимую от жизни ее основателей. Компания, которая выходит на биржу, - это как компания, которая автоматически приобретает второе и третье поколение. Это обязательство вывести Versace за рамки своих основателей». Versace обошла стороной миланский фондовый рынок, вместо этого обратившись за листингом на Нью-Йоркскую фондовую биржу. В мае 1997 года Джанни Версаче SpA выделил семейную собственность стоимостью 150 миллиардов ливров (86,9 миллиона долларов США), включая роскошные дома и произведения искусства, в частную компанию Ordersystem.

Однако прежде чем завоевать доверие инвестиционного сообщества, компании предстояло решить несколько проблем. В мае 1997 года Санто Версаче был признан виновным в подкупе налоговых чиновников, и председатель совета директоров Versace подал апелляцию. Кроме того, ходили упорные слухи о связях компании с организованной преступностью, от которых она упорно отказывалась. В 1996 году в европейских бутиках Versace произошло шесть ограблений за четыре месяца, в результате чего пропали товары на сумму 500 миллионов ливров (320 000 долларов США). Хотя ни одна из этих проблем - мнимых или реальных - не была разрушительной, Версаче стремились устранить любые препятствия для первоначальной оценки акций компании.

Убийство основателя приводит к неожиданным переменам

Все, кто был связан с Versace, понимали, что публичное размещение акций может стать поворотным моментом для компании, который позволит ей ускорить свой и без того впечатляющий рост. Но никто не мог предугадать, к какому переходу вынудил убийца Эндрю Кунаннан, дважды выстреливший в голову Джанни Версаче в упор утром 15 июля 1997 года.

Не один критик отметил, что Версаче «был убит на пике своей популярности, когда он постоянно переделывал свои изобретения и создавал свои лучшие работы». Торговый журнал Daily News Record утверждал, что «мода потеряла одну из своих самых ярких суперзвезд на пике своей карьеры». Джон Гринвальд из журнала Time согласился с тем, что «на момент смерти дизайнер находился в самом расцвете сил». Всего за месяц до этого он представил коллекцию, которую газета Daily News Record назвала «одной из самых сильных за последние годы». Известие о смерти Версаче подстегнуло более чем 2 000 бутиков и универмагов по всему миру, в которых продавались его фирменные вещи. Но новые и старые клиенты вскоре обнаружили, что смерть дизайнера не обязательно приведет к гибели его компании.

Хотя многие дизайнерские дома умерли вместе со своими основателями, модные аналитики назвали несколько атрибутов, которые помогут группе Versace пережить своего тезку. Прежде всего, это известный бренд и логотип в виде головы Медузы, олицетворяющий основной стиль, на основе которого могли развиваться новые линии продукции. И хотя Джанни Версаче лично отвечал за создание фирменных линий, которые приносили 45 процентов прибыли его компании, он уже собрал международную команду помощников дизайнера во главе с сестрой Донателлой. Кроме того, Донателла взяла на себя повышенные обязанности в течение нескольких лет в середине 1990-х годов, когда у Джанни был диагностирован рак лимфатических узлов. Его выздоровление в 1996 году сделало убийство еще более ироничным. В заявлении, опубликованном семьей вскоре после смерти Версаче, утверждалось, что «неукротимый дух, удивительная жизненная сила и вера в творчество, которые делают Джанни Версаче столь важным для всех, - это то, чему мы полностью привержены и что мы способны продолжать».

Подготовка к первичному размещению акций в 1998 году продолжалась. Уже через несколько дней после убийства Джанни нанял инвестиционно-банковскую компанию Morgan Stanley, чтобы та выступила андеррайтером размещения акций на сумму 350 миллионов долларов. В сентябре этого года его оставшиеся в живых братья и сестры объединили три дочерние компании с прямым контролем - Istante Vesa SRL, производственное подразделение Alias SpA и сеть бутиков Modifin SA - в Gianni Versace SpA.

Джанни Версаче оставил фактический контроль над своим глобальным предприятием в руках сестры Донателлы, завещав свою долю в компании ее 11-летней дочери Аллегре Бек. В октябре 1997 года Донателла представила свою первую фирменную коллекцию, заряженную эмоциями, перед толпой дизайнеров, голливудских знаменитостей и рок-звезд. Торговый журнал WWD приветствовал ее дизайн из резины, кожи, шелка и бисера заголовком «Браво, Донателла!».

Новые

Бренды

Джозеф Аббуд

Джозеф Аббуд — выдающаяся фигура в мире американской мужской одежды, чья история вдохновляет! Уроженец Бостона, он развивал свою...

Look Тайм

Как выбирать и носить бини, по мнению тех, кто их создает и производит

История бини связана не только с жителями некоторых районов Лондона, увлекающимися свободным радио. Если быть точным, они...

Бренды

Тадаши Шоджи

Тадаши Шоджи (англ. Tadashi Shoji) - знаменитый модельер, прославившийся своей способностью расширять возможности женщин с помощью...

Бренды

Наим Хан

Путь Наим Хана в мире моды поистине удивителен. Как выдающийся индийский дизайнер, он славится своим изысканным мастерством и...

Бренды

Рик Оуэнс

Давайте поговорим о Рике Оуэнсе, одном из самых влиятельных бунтарей в мире моды. Он родился в 1962 году и покорил индустрию своим...

Популярные

Бренды

Лучшие в мире бренды спортивной одежды

Современная спортивная одежда – доказательство того, что наш гардероб действительно вступил в новую эпоху. Первоначально...

Драйв

7 лучших внедорожных мотоциклов для начинающих в 2023 году

Приготовьтесь покататься по грязи с нашим списком лучших мотоциклов для начинающих перед первой своей настоящей стартовой...

Look Тайм

Лучшие кварцевые часы для мужчин 2025

Те, кто работал в часовой индустрии зимой 1969 года, вероятно с ужасом вспоминают 25 декабря. Именно в этот день Seiko представила свой...

Бренды

50 лучших коллабораций в истории кроссовок компании Nike

В 1972 году компания Nike дебютировала во главе со святой троицей. Фил Найт, бесстрашный предприниматель, предвидевший подъем...

Look Тайм

Лучшие повседневные кроссовки для мужчин 2025

Современные кроссовки сегодня повсеместно распространены во всем мире, их носят люди всех возрастов и профессий. Однако...

Похожие публикации