Под руководством творческого директора Демны Гвасалия компания Balenciaga уже представила свои коллекции в Париже, в видеоигре и во вселенной Симпсонов. Но до прошлого воскресенья Демна ещё ни разу в своей жизни не организовывал показ мод в Америке, где живут одни из самых первых, преданных и знаменитых его клиентов.
Именно поэтому в воскресенье утром 22 мая Йе – американский рэпер, известный своей склонностью опустошать целые магазины одежды Balenciaga за один подход – прошёл через весь торговый зал Нью-Йоркской фондовой биржи, с целью посетить показ бренда Весна ’23.
Демна, всегда мечтавший, чтобы его первый показ Balenciaga в США прошёл в культовом нью-йоркском месте, в этом сезоне обрёл почти сверхъестественное шестое чувство: он организовал шоу в самом центре Уолл-стрит во время обвала фондового рынка, который, возможно, в будущем приведёт к рецессии, хотя технически на деле всё оказалось чистым совпадением.
«Мы подумали: какие места в Нью-Йорке считаются наиболее знаменитыми?» – объяснил Демна группе журналистов после шоу. Центральный парк исключили сразу, поэтому обратились к центру города. «Я слишком занят работой над куртками и пальто, чтобы читать новости фондового рынка», сказал он. Впрочем, как часто отмечает Демна, задача моды – отражать наш современный мир. И он чувствует, как, когда и где провести показ лучше любого современного дизайнера.
(Ещё меньшим совпадением является то, что Balenciaga начнёт принимать платежи в криптовалюте со следующего месяца, согласно заявлению, сделанному на этой неделе, хотя Демна признался, что не владеет ими и вообще не разбирается в них).
Показ стартовал, конечно же, под звук гонга, сигнализировавшего начало открытия Нью-Йоркской фондовой биржи. В то время как томная техно-музыка разносилась по помещению, а котировки акций на мониторах JP Morgan по всему залу начали прыгать, в проходах появились модели в латексных масках извращенцев.
Первая половина шоу представила нечто более удивительное, чем казалось на первый взгляд, среди множества красивой одежды и пальто. Официально названная Balenciaga «Garde-Robe», что с французского языка переводится как Гардероб, модели Демна предлагали белым воротничкам отказ от сезонов и логотипов, независимо от того, куда их привела работа – в WeWork или на премьеру красной дорожки.
Цвет синего костюма из смеси шерсти и габардина заявляет о его рабочей повседневности. Но плавный крой говорит о новом чувстве элегантности, которое Демна пробует в пошиве одежды с тех пор, как Balenciaga представила «Couture» (франц. Кутюр) в прошлом году, и эффект получился скорее формальным, чем чрезмерным. Палитра Garde-Robe была сдержанной: тёмно-синий, хаки, чёрный.
Одна из моделей держала в руке, обтянутой кожей стаканчик из «кофе на вынос», шагая по подиуму в развевающемся плаще, как пригородный пассажир, опаздывающий утром в офис. Демна всегда экспериментировал с одеждой радикальных пропорций, но эти грациозные силуэты представляют собой его более свежий подход.
«В Баленсиага мы ориентируемся на разные типы покупателей», – объясняет Демна. «У нас уже есть часть одежды в Стритвир, вдохновлённая спортом, а часть Garde-Robe – это действительно нечто-то новое». Коллекция деми-кутюр под другим названием, нацелена непосредственно на богатых и знаменитых мужчин, в последнее время использующих широкий крой одежды, как в 80-е годы, которые как оказалось никогда не исчезали. «На самом деле это то, из чего я исхожу: люди знают меня по толстовкам, но на самом деле первой одеждой, которую я сделал (для Balenciaga), был сшитый на заказ блейзер», – говорит Демна.
Чтобы никто не подумал, что Демна потерял свою провокационную сторону, многие модели были одеты в клоунские ботинки, сделанные по одному шаблону. Настолько огромные, что затмили даже самые большие садовые ботинки Йе. (Йе, конечно, пришёл в новых.) А потом были немного вызывающие латексные купальники. Помимо того, что идея одежды как фетиша, воплотилась в извращенные маски, одну из которых за кулисами надел сам Демна, они «помогли мне со стилем коллекции, который в противном случае я бы счёл слишком классическим», – заявил он. Миссия выполнена.
Что касается коммерческой стороны: то уже можно приобретать вещи из второй части шоу, совместной работы Balenciaga и Adidas, состоящей из футболок больших размеров, футбольных маек, джинсовых шорт и спортивных курток, украшенных тремя полосками. Печально известные кроссовки Triple-S также вернулись и теперь, похоже, поглотили пару кроссовок Adidas Samba.
В некотором смысле, сотрудничество было в разработке с детства: «На самом деле, я всегда хотел использовать три полоски и логотип. Когда мне исполнилось семь лет, у меня был спортивный костюм Adidas, и это был мой самый яркий модный момент в детстве».
Prada и Gucci уже сотрудничают с Adidas, но Демна – это тот парень, который превратил роскошные кроссовки в основной элемент Balenciaga, а значит и всего мира моды.
Перед показом несколько посетителей поинтересовались, сколько времени понадобилось Balenciaga, чтобы арендовать биржу. Это было очень легко, – ответил Демна. Деньги имеют значение.