Giorgio Armani - один из ведущих мировых домов моды. Мало кому из дизайнеров принадлежит заслуга в изменении моды в такой степени, как ее тезке Джорджио Армани, который является единственным акционером, управляющим директором и председателем совета директоров компании. Группа уникальна тем, что не поддается волнам консолидации в индустрии предметов роскоши. Вместо этого Armani вкладывает средства в расширение контроля над производством и распространением своей продукции. Группа имеет около 250 торговых точек в 34 странах, а также продает свои товары в эксклюзивных универмагах.
Истоки
Джорджио Армани родился 11 июля 1934 года и вместе со своими братом и сестрой вырос в промышленном городе Пьяченца на севере Италии, который неоднократно подвергался бомбардировкам во время Второй мировой войны. Его сестра Розанна рассказала Кристоферу Дики из Newsweek, что Армани провел 40 дней в больнице, когда получил ожог от сигнальной ракеты, найденной одноклассником на улице.
В 1949 году семья Армани переехала в Милан. Армани проучился два года в медицинской школе, но в 1957 году бросил учебу, чтобы устроиться на работу закупщиком в универмаг La Rinascente, в которой он проработал около семи лет. Затем он работал модельером в Hitman, компании Нино Черрути по производству мужской одежды, а в 1970 году стал независимым дизайнером.
Армани создал свою собственную компанию, Giorgio Armani, 24 июля 1975 года по предложению своего партнера-энтузиаста Серджио Галеотти. По одной из версий, пересказанной в Forbes, пара продала свой подержанный Volkswagen, чтобы получить стартовый капитал. По другой версии, опубликованной в более позднем издании Forbes, стартовый капитал составил 100 000 долларов.
Первой продукцией стала готовая одежда для мужчин и женщин. Компания с самого начала была успешной: в первый год продажи составили 1 миллион долларов. В 1978 году лицензионное соглашение с GFT (Gruppo Finanziario Tessile) позволило Armani инвестировать в новое здание штаб-квартиры. В здании, палаццо XVII века на улице Боргонуово, 21, в Милане, разместились не только офисы, но и театр для показов мод, а также личная резиденция Армани. Армани приписывают изобретение итальянской индустрии моды, особенно в Милане.
В следующем, 1979 году, была основана корпорация Giorgio Armani в США. К концу десятилетия Giorgio Armani вошел в число ведущих мировых домов моды.
Отчасти успех был обусловлен смелыми дизайнерскими авантюрами Армани, который придал одежде более непринужденный шик, например, убрав подкладку из традиционного мужского пиджака. Женская одежда стала более удобной и менее демонстративной. Другие дизайнеры и художники копировали этот стиль, но оригинал сохранил преданных поклонников.
Владение 1980-ми
К этому времени коллекция уже была расширена и включала несколько новых линий, таких как Mani, Armani Junior, нижнее белье и купальники. Джинсы под марками Armani и Emporio Armani были запущены в начале 1980-х годов, десятилетия, известного своими дизайнерскими джинсами. Emporio Armani была более дешевой версией флагманской линии; вскоре в Милане были открыты бутики Emporio Armani и Giorgio Armani.
Джорджио Армани был одним из первых дизайнеров, использовавших маркетинговую силу медийных звезд. Он начал долгие отношения с Голливудом, когда создал гардероб Ричарда Гира для фильма «Американский жиголо» 1980 года. В течение следующих двух десятилетий он одел еще несколько фильмов, включая «Бэтмена» (1989), «Криминальное чтиво» (Emporio Armani) и, соответственно, «Готов к носке» (оба 1994). Armani также отвечал за большую часть пастельного гардероба звезд сериала «Полиция Майами», ставшего хитом конца 1980-х годов.
Armani спонсировал или предоставлял гардероб для музыкальных туров нескольких поп-музыкантов, включая Пола Саймона, Билли Джоэла, Дэвида Боуи и Эрика Клэптона. В 1999 году компания Emporio Armani Fragrances, продвигавшая новый парфюм «G», спонсировала мировые турне Рики Мартина и Лорин Хилл.
В начале 1980-х годов имя Giorgio Armani распространилось и на парфюмерию, лицензированную компанией L'Oréal (ранее H. Rubinstein). Очки были лицензированы Luxottica в 1988 году.
Галеотти, партнер Армани и тот, кто занимался повседневным управлением, умер от СПИДа в 1985 году, оставив Армани 50 процентов акций фирмы. Впоследствии Армани удивил некоторых наблюдателей своим деловым чутьем. Он сразу же решил расширить линейку Emporio Armani, не ограничиваясь джинсами. За следующие шесть лет продажи Emporio выросли с 75 миллионов долларов до 209 миллионов долларов.
В последней половине 1980-х годов появилось множество новых предприятий. Первый магазин Armani Junior открылся в Милане в 1986 году. В 1987 году было создано совместное предприятие Giorgio Armani Japan с японской корпорацией Itochu. Первый ресторан Emporio Armani Express открылся в Лондоне, когда 1980-е годы подошли к своему неизбежному кросс-брендинговому завершению. Джорджио Армани также открыл восстановленное бистро Doney во Флоренции в 1989 году. На другом фронте в январе того же года начал выходить журнал Emporio Armani.
В 1989 году Армани отклонил предложение о поглощении со стороны дизайнерского дома Жанны Ланвин. Роскошные конгломераты Gucci и LVMH также предлагали выкупить Armani. В то время как конкуренты Prada и Gucci расширялись за счет дорогостоящих приобретений других люксовых брендов, Armani предпочитала ужесточить контроль над производством и маркетингом своей продукции. В 1989 и 1990 годах компания начала скупать акции своих производителей, в том числе Antinea и Intai. Валовой объем продаж Antinea составлял 25 миллионов долларов, компания производила женскую одежду для бренда Emporio Armani. Intai, производитель галстуков Armani, заработал 16 миллионов долларов в год.
Новые предприятия в 1990-е годы
В 1990 году доходы компании составили 306 миллионов долларов; розничные магазины принесли 160 миллионов долларов; роялти и гонорары составили 130 миллионов долларов; а собственное производство Armani добавило еще 16 миллионов долларов. Чистая прибыль после уплаты налогов составила впечатляющие 54,2 миллиона долларов. Общий объем розничных продаж, включая продажи лицензионной продукции, составил 1,6 миллиарда долларов. Компания не имела долгов. Несмотря на то, что многие бутики высокой моды страдали в 1980-х годах, бутики Джорджио Армани все еще могли предложить отличные цены на свою элитную одежду.
В октябре 1991 года в журнале Forbes была опубликована статья о том, что Джорджио Армани уделяет пристальное внимание деталям во всей своей модной империи. Небольшая группа очень преданных Армани советников, включая его сестру Розанну, главу рекламного агентства, проводила заседания совета директоров со страстью итальянского семейного спора.
Первый магазин Armani Exchange (A/X) открылся в нью-йоркском районе Сохо в 1991 году. В нем продавались джинсы за 90 долларов и футболки за 75 долларов - достаточно дешево для одежды выходного дня, но гораздо дешевле, чем одежда для платьев в бутике Armani. Одежда и магазины были лицензированы американским подразделением Simint, публично торгуемой компании, расположенной в Модене, Италия, в которой Армани владел 20-процентной долей (позже она была увеличена).
В 1992 году Bloomingdale's, Saks Fifth Avenue, Neiman Marcus и другие американские сети универмагов открыли еще около двух десятков отделов A/X в своих магазинах. Несмотря на первоначальные прогнозы открыть до 150 отдельно стоящих магазинов A/X, к 1994 году, когда сеть насчитывала 41 магазин, предприятие начало давать сбои, что привело к огромным убыткам для Simint. The Economist обвинил в этом большие роялти, обычно 10 процентов, которые шли дизайнеру с каждой проданной одежды. В июне 1994 года Симинт продал сеть A/X сингапурской компании Ong Beng Seng за 20 миллиардов ливров (12,5 миллионов долларов).
Впоследствии Армани придерживался стратегии сохранения небольшого числа этих магазинов с низкими ценами, чтобы сохранить привлекательность бренда и ожидаемую им прибыль. Фактически, Armani был уникальным среди брендов, ограничивая максимальный объем бизнеса, который могли генерировать его лицензиаты.
В начале 1990-х годов Alitalia наняла Armani для разработки новых нарядов для своих бортпроводников и интерьеров своих лайнеров MD-11. Компания также разработала форму для итальянской сборной по футболу, участвовавшей в чемпионате мира 1994 года, и для британской команды «Ньюкасл Юнайтед» в 1999 году.
В 1996 году Армани открыл два магазина на Манхэттене: один - Emporio Armani, а второй - четырехэтажный флагман сети. Первые магазины Collezioni Giorgio Armani открылись в Милане, Лондоне и Токио в 1997 году. В том же году в Риме открылся первый магазин Armani Jeans и были представлены часы Armani.
Июль 1997 года ознаменовался убийством в Майами самого яростного конкурента Армани в Милане, эпатажного Джанни Версаче. В следующем месяце стало известно, что Армани рассматривает возможность публичного размещения акций своей компании или привлечения партнера, а Armani Group подверглась реорганизации.
12 марта 1998 года полиция отменила показ мод Emporio Armani в Париже, сославшись на соображения безопасности. Некоторым это оскорбление показалось скорее признаком давнего соперничества между французской и итальянской индустриями моды.
Armani Group продолжала выпускать новые категории товаров. В 1999 году было создано подразделение аксессуаров; первый магазин аксессуаров открылся в Милане два года спустя. Также в 1999 году Armani начинает заниматься электронной коммерцией, открыв сайт armaniexchange.com, и покупает две фабрики по производству мужской одежды у своего давнего лицензиата GFT за 55 миллиардов фунтов стерлингов. Консолидированный доход в 1999 году вырос на 12 процентов, хотя чистая прибыль упала на 12 процентов, в основном из-за налогов от продажи акций, принадлежащих Luxottica.
25-летие в 2000 году
В 2000 году операционная прибыль Armani составила 374 миллиарда ливров (193 миллиона евро) при консолидированной чистой выручке в 2 триллиона ливров (1,03 миллиарда евро), что на 20 процентов больше, чем за год. Объем розничных продаж по всему миру превысил 7 триллионов ливров (3,6 миллиарда евро).
В 2000 году компания открыла совместное предприятие с Zegna Group под названием Trimil для производства и распространения линии мужской одежды Armani Collezioni. Дебютировала косметика Giorgio Armani Cosmetics. После нескольких лет планирования открылся магазин модной одежды для дома Armani Casa. Был запущен ряд веб-сайтов, связанных с Армани, и разрабатывались планы по строительству нового офиса штаб-квартиры. (Однако Armani не удалось приобрести имя armani.com, которое принадлежало канадскому художнику по имени Ананд Рамнатх Мани).
В течение года Армани был отмечен выставкой в нью-йоркском музее Гуггенхайма за то, что он изменил стиль одежды людей за последние четверть века. На этом этапе своей карьеры Армани находил вдохновение в браке восточного минимализма и западной роскоши.
В 2000 году дизайнер-миллиардер также оказал себе честь, открыв в Милане трехуровневый мегамагазин Armani/Via Manzoni 31 стоимостью 73 миллиона долларов. «Я просто хотел сделать себе подарок на двадцать пятую годовщину», - сказал он на открытии. В магазине продавалась не только одежда, но и цветы, книги, еда (суши) и мебель для дома.
Компания пострадала от ухода нескольких ключевых руководителей, в том числе управляющего директора Джузеппе Брузоне, который проработал в Armani 15 лет. Позже он был назначен на должность генерального директора Donna Karan International, подразделения LVMH.
В 2001 году Джорджио Армани объявил о планах создания совместного предприятия с Vestimenta, одним из своих первых лицензиатов, для производства и распространения своей верхней линии мужской и женской одежды. Armani также приобретает контроль над своей гонконгской розничной сетью у Joyce Boutique Holdings Ltd. Armani продолжала сопротивляться тенденции к консолидации в индустрии предметов роскоши.