Возможно не все помнят, но в 90-х годах один бренд доминировал на международной футбольной арене больше, чем какой-либо другой: Umbro. В то лихое десятилетие английский бренд одновременно являлся техническим партнером сразу нескольких важных команд: в Италии «Интер», «Наполи», «Лацио», «Парма»; в Голландии «Аякс», а также клубов Премьер-лиги, включая два манчестерских клуба, «Челси», «Тоттенхэм» и саму сборную Англии.
Подобная актуальность лишь отчасти была продиктована престижем спонсируемых клубов: прежде всего, она была обусловлена беспрецедентными стилистическими экспериментами, сделавшие Umbro поистине авангардным брендом, способным повлиять на всё футбольное производство, и не только в ближайшее десятилетие.
Современность прошлого опыта ощущается и сегодня, настолько, что Umbro возродила некоторые модели той эпохи в капсуле под названием Archivio90, созданной в сотрудничестве с Tacchettee. Ограниченная серия включает в себя три спортивные куртки, три футболки, три толстовки и трое брюк: столько же, сколько дизайнов, по количеству футболок, которые носили в 1990-х годах, в разные сезоны, «Интер», «Наполи» и «Лацио».
Для «Интера» была выбрана выездная майка сезона 1992/93, с чёрно-синими ромбами, проходящими через всю переднюю часть майки, с белым рисунком; с другой стороны, для «Наполи», был выбран дизайн домашней майки сезона 1991/92, традиционного синего цвета, но с узором «ромб» по всей поверхности; для «Лацио» выбрана третья майка сезона 1994/95, серого цвета, с геометрическими вставками по бокам футболки.
Появление невиданных ранее футболок
Именно оригинальность и было характерной чертой футболок Umbro в девяностые годы: они выделялись смелыми, неизведанными графическими решениями, совершенно невиданными в мире футбола. Именно в эти годы эволюция к тому, чем является футбол сегодня, была наиболее очевидной: форма уже не была простой футболкой с игровыми функциями, она начинала принимать новые очертания в соответствии с ещё примитивными потребностями мерчандайзинга самых крутых клубов.
Так Umbro вышла на первый план, предоставив клубам именно то, в чём они нуждались: красочные узоры, психоделические узоры, невиданные ранее линии и геометрия. В тот момент, когда третий дизайн футболки стал постоянным, возможности побаловать себя у фанатов увеличились.
Некоторые из творений того времени до сих пор прочно укоренились в коллективном воображении футбольных болельщиков: например, выездная майка «Аякса» сезона 1989/90 с маленькими синими, белыми и красными ромбами, занимающими большую часть футболки, или выездная майка «Интера» сезона 1995/96 с чёрно-синим дизайном с негабаритными элементами логотипа клуба, вторгшимися на переднюю часть футболки, словно это был слой краски.
Не было недостатка и в более классических творениях, хотя и с эстетически привлекательными решениями, которые Umbro вернули после усовершенствования, например, актуальное использование воротника, жаккардовых тканей и двойной бриллиант (логотип бренда), разбросанный в виде орнамента по всей материи. Но если посмотреть на это сегодняшними глазами, то неизбежно окажется, что именно самые дерзкие образцы проложили себе путь в мир уличной одежды в стиле Стритвир много лет спустя.
Влияние на современную уличную одежду
Supreme, Palace, Patta: некоторые из самых культовых брендов уличной и скейтовой одежды были вдохновлены в те годы работами Umbro в футболе. Совпадение стилей нашло прямое выражение в ряде коллабораций, последняя из которых – с Supreme, где были представлены спортивные костюмы больших размеров, вдохновленные эстетикой девяностых.
Но ещё более интересными являются случаи, когда бренды напрямую стали использовать архивы Umbro: в 2020 году Supreme повторил спортивную куртку Inter начала 90-х годов с контрастными цветами и надписью Inter косыми печатными буквами. Нью-Йоркский бренд возродил модель, сочетая разные оттенки – красный, чёрный и белый в одном варианте, оранжевый, синий и белый в другом – и добавляя аббревиатуру SUPR.
Стиль Umbro также вошёл в повседневную одежду, которая сегодня, справедливости ради, включает и футбольные майки: Patta неоднократно сотрудничала с Umbro, чтобы вернуть некоторые из самых известных дизайнов, как видно из последних примеров – выездная футболка «Интера» 1993/94 и две футболки «Аякса» 1990 и 1995 годов. До этого времени именно Palace воссоздал знаменитую третью майку сборной Англии 1990 года, с ярко-синим и полупрозрачным рисунком, имеющим сильный подтекст.
Затем Supreme снова положили глаз на футболку «Тоттенхэма» сезона 1991/92, где надпись Spurs на верхней части футболки вырисовывается из плотного узора тонких полос. Реинтерпретация Supreme будучи очень верной оригиналу появилась в четырёх разных цветах в коллекции весна-лето 2018.
Способность предвидеть тенденции
Подобные творения показывают, что творческое напряжение Umbro прошлых лет прекрасно подходит для сегодняшней моды, предпочитающей более повседневный стиль, одежду, вдохновленную спортом, и уличный стиль Стритвир. На 30 лет опередив своё время, Umbro в некотором смысле предвосхитила определенные тенденции, причем сделала это смело в таком контексте, как футбол, который до тех пор был непривычен к экспериментам подобного рода.
Сэм Дисс подытожил характер работы Umbro в те далекие годы: «Футболка Англии Евро ’96 была разработана для ношения с парой джинсов. Так как Umbro взглянула на футбольную эстетику не только с точки зрения того, что игроки носят на поле, но и как на средство создания культуры трикотажа, что было неслыханно в то время. Среди прочего, они включили в свои модели множество элементов моды того времени, и поскольку мода циклична, модели не состарились, они снова соответствуют стилю той эпохи.
Необычное наследие
Сегодня футбол и футбольная одежда легко контактируют с модой, о чём свидетельствуют примеры сотрудничества AC Milan с Nemen и комплект Juventus, разработанный уличным художником Kobra, не говоря уже о бесконечном количестве гибридов, созданных Paris Saint-Germain, от Jordan до BAPE и Koché.
Подобные возможности проистекают из культурно-плодородной почвы, между брендами и болельщиками. Футбольная майка единодушно признана частью культуры, идентичности, повествования – и по этой причине способна объединить разные миры.
Свой потенциал Umbro реализовала самостоятельно в первые годы образования, не сотрудничая напрямую с другими брендами, так как в то время это было не принято: просто, будучи английским брендом, который рассматривал Премьер-лигу как культурное, а не только спортивное явление, он не мог не заметить, как культура футбольных стадионов принесла настоящий пыл на улицы Великобритании, где футбол был лишь одной частью целого, включающего в себя другие вселенные, в том числе музыку, с Britpop, Madchester тех лет, и моду, с повседневной одеждой и ее культовыми брендами, от Stone Island до Fila и Lacoste.
Таким образом, стилистический авангард Umbro был результатом интуиции того, что футболка могла рассказать и представить, и нет никаких сомнений в том, что видение в некотором роде было настолько сильным наследием, что сохранилось до наших дней.
Именно поэтому Umbro может позволить себе сотрудничать с рядом новых брендов благодаря своим блестящим традициям: будь то коллекция на футбольную тематику с Rowing Blazers, с клетчатыми узорами, тартанами и зигзагообразными полосами, сотрудничество с уличным брендом Aries, эффектами «обмана зрения», флуоресцентными цветами, выскакивающими из гипнотических текстур, или даже объединение стилей с Pretty Green, брендом, основанным Лиамом Галлахером.
Футбол – это не просто зелёный прямоугольник, так же как футболки – это не просто одежда, которую надевают на девяносто минут: Umbro поняла это раньше остальных.