Всего за 40 лет Ив Сен-Лоран стал легендой, а компания Groupe Yves Saint Laurent превратилась в один из ведущих мировых брендов одежды, парфюмерии, аксессуаров, косметики, средств по уходу за кожей и, конечно же, высокой моды. Различие между человеком и маркой необходимо: в то время как Ив Сен-Лоран продолжает будоражить мир моды своими коллекциями высокой моды и готовой одежды, группа с 1993 года является стопроцентной дочерней компанией Sanofi, которая сама является дочерней компанией французского промышленного гиганта Elf Aquitaine (280 миллиардов франков в 1996 году). Парфюмерия Yves Saint Laurent составляет основу косметического подразделения Sanofi стоимостью 3,8 млрд. фр. и является третьей по величине парфюмерно-косметической группой в отрасли после L'Oréal и Estée Lauder, наряду с такими брендами, как Roger & Gallet, Van Cleef & Arpels и Oscar de la Renta. Sanofi также владеет контрольным пакетом акций двух других важных марок - Nina Ricci и Yves Rocher. В 1996 году годовой объем продаж Yves Saint Laurent составил 2,48 млрд. фр. (460 млн. долларов США) для парфюмерии и 4 млрд. фр. (750 млн. долларов США) для от кутюр.
Высокая мода, которой руководит Дом от кутюр Ив Сен-Лорана, составляет лишь малую часть продаж под именем Saint Laurent, но при этом остается флагманом марки. Ив Сен-Лоран продолжает обеспечивать дизайн и разработку коллекций Saint Laurent haute couture и ready-to-wear, а его январские показы уже давно стали центральным событием в мире моды. Сен-Лорану помогает давний партнер и генеральный директор Saint Laurent Пьер Берже, который курирует направление готовой одежды и лицензионной продукции марки, включая сеть из более чем 100 бутиков Yves Saint Laurent. В 1996 году общий объем продаж лицензионной продукции Yves Saint Laurent достиг 4 млрд. фр. В 1998 году Ив Сен-Лоран выпускает свою 40-ю ежегодную коллекцию в качестве официального дизайнера Чемпионата мира по футболу, который в этом году принимала Франция.
Ив Сен-Лоран
Несмотря на то, что парфюмерия, казалось бы, играет второстепенную роль для Yves Saint Laurent, она уже давно является главным двигателем продаж марки. Подразделение Yves Saint Laurent Perfumes под руководством генерального директора Sanofi Раймона Орталя производит и продает парфюмерию, косметику и средства личной гигиены под именем Saint Laurent. Парфюмерия составляет самую важную часть продаж этого подразделения, которые в 1996 году достигли 2,5 млрд. фр., что увеличило общий объем продаж косметического подразделения Санофи до 3,8 млрд. фр. Ароматы Opium и Rive Gauche от Yves Saint Laurent долгое время были лидерами на рынке женской парфюмерии; Jazz, а в середине 1990-х годов Opium pour Homme, помогли компании захватить долю и на рынке мужской парфюмерии. Компания также выпускает собственную линию губных помад, теней для век и других средств для макияжа, а также линию средств личной гигиены, таких как лосьоны и кремы. В то время как производство и распространение парфюмерии и косметических средств находится в ведении Sanofi, Ив Сен-Лоран продолжает руководить творческим развитием продуктов, носящих его имя. Новая линия парфюмерии и косметики группы, In Love Again, ожидается к выпуску ограниченным тиражом в 1998 году.
Наследник короны моды в 1950-е годы
1954, Prix Robe
Ив Матье-Сен-Лоран родился во французском алжирском портовом городе Оран в 1936 году. В возрасте 18 лет Сен-Лоран отправился в Париж, чтобы начать карьеру дизайнера одежды. Успех пришел незамедлительно: в ноябре 1954 года Сен-Лоран получил свой первый приз, Prix Robe (платье), на конкурсе, проведенном Секретариатом. Это был первый успех в карьере, в которой было много триумфа.
Менее чем через год после приезда в Париж Сен-Лоран поступил на работу в престижный дом Кристиана Диора в качестве помощника дизайнера и наследника Диора. Свой первый крупный проект, вечернее платье, Сен-Лоран представил в 1955 году. Два года спустя, после смерти Диора, Сен-Лоран возглавил линию Christian Dior. Первая полноценная коллекция Сен-Лорана, получившая название Trapeze, дебютировала 30 января 1958 года. Коллекция стала хитом, мгновенно сделав Сен-Лорана знаменитостью и принеся 21-летнему дизайнеру престижную премию Nieman Marcus Award для дома Dior.
Три года спустя Сен-Лоран отправился основывать собственную империю моды. Покинув Dior, Сен-Лоран вместе с Пьером Берже основал свой собственный дом моды на улице Боэти в Париже в июле 1961 года. Партнеры, которым помогали несколько бывших сотрудников Dior и оказывал финансовую поддержку американец Дж. Мак Робинсон, официально открыли Дом Сен-Лорана на улице Спонтини в декабре 1961 года и представили первую коллекцию Yves Saint Laurent под знаменитым логотипом YSL, разработанным Кассандром, месяцем позже.
1960, работа над коллецией
В 1960-е годы Сен-Лоран занял лидирующее положение на парижской и мировой модной сцене. Сен-Лоран стал не просто звездой, а представителем высокой моды, и к концу 1960-х годов Габриэль Шанель назвала Сен-Лорана своим «духовным наследником». Среди успехов Сен-Лорана в это десятилетие - его триумфальная коллекция 1965 года Mondrian, отличавшаяся строгими линиями и простыми цветовыми решениями, вдохновленными художником. В следующем году был выпущен еще один фирменный знак Сен-Лорана - женский смокинг. Смелый дизайн смокинга не только стал основным, даже центральным элементом каждой ежегодной коллекции Saint Laurent, но и ознаменовал революцию в женской моде, показав, что брюки и женственность не являются взаимоисключающими понятиями, и открыв путь к андрогинной моде 1970-х годов. В 1966 году под руководством Берже Сен-Лоран первым из крупных дизайнеров открыл роскошный бутик готовой одежды Saint Laurent Rive Gauche отдельно от своей коллекции высокой моды. Он должен был стать первым в сети франчайзинговых бутиков, носящих имя Сен-Лорана.
В 1965 году финансовый спонсор Дж. Мак Робинсон продал свою долю в компании американской компании Charles of the Ritz, которая стала владельцем 80 процентов акций дома моды против 20 процентов, принадлежащих Сен-Лорану и Берже. Тем временем Сен-Лоран продолжал будоражить мир моды, открыв «этническое» направление, представив в 1967 году модели в африканском стиле, и положив начало «образу сафари» в своей коллекции 1968 года. В том же году Ив Сен-Лоран представил первые прозрачные модели, шокировав мир моды своим «прозрачным» видом и вдохновив дизайнеров на десятилетия вперед. Помимо высокой моды и готовой одежды, Сен-Лоран привнес любовь к театру в декорации и костюмы для сцены и кино. Среди фильмов и спектаклей с участием Сен-Лорана - «Нотр-Дам де Пари» (Ролан Пети, 1965), «Белль дю Жур» (Луис Бунель, 1966), костюмы Клаудии Кардинале в «Розовой пантере» (Блейк Эдвардс, 1962), костюмы для постановки 1968 года «Paradis Perdu» с участием Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева, а также для многих других, включая Софи Лорен, Жанну Моро, Джонни Холлидея, Миу Миу, Анну и Дюпре.
1968
Хотя Сен-Лоран продолжал делать акцент на женской моде, он также начал создавать модели для мужчин. В 1969 году был открыт новый бутик Rive Gauche Homme, в котором была представлена готовая мужская мода от дизайнера. В то же время Сен-Лоран начал выпускать собственную линию парфюмерии, в том числе YSL, а в 1971 году - YSL pour Homme, для презентации которого сам Сен-Лоран позировал обнаженным. В том же году Сен-Лоран вновь шокировал мир моды и ввел новый тренд, представив коллекцию 40 (также называемую Libération) - «ретро», вдохновленную скорее ностальгией, чем привычным для мира моды авангардом.
Восхождение на «трон» в 1970-е годы
Смерть Шанель в 1971 году и Кристобаля Баленсиаги (так называемого «короля королей» парижского мира моды) в 1972 году оставила Ива Сен-Лорана неоспоримым королем модного сообщества. В следующем году Сен-Лоран также стал лидером собственного дома: продажа Charles of the Ritz американскому фармацевтическому гиганту E.R. Squibb & Co. дала Сен-Лорану и Берже возможность приобрести полный контроль над кутюрной деятельностью группы. Charles of the Ritz продолжит выпускать парфюмерию и косметику Saint Laurent, хотя творческое руководство этой продукцией будет осуществляться Сен-Лораном.
Контроль над модным домом дал Берже и Сен-Лорану новые возможности. Переместив дом на авеню Марсо, Берже вывел компанию на арену лицензирования, разрешив использовать имя Сен-Лорана по всему миру на различных видах одежды и аксессуаров. Лицензионная деятельность компании оказалась весьма успешной в продвижении имени Сен-Лорана за пределы редкого мира высокой моды и готовой одежды. В этой области Сен-Лоран добился новых успехов, включая триумфальную коллекцию Opera-Ballet Russes 1976 года и серию трибьютов, посвященных Веласкесу, Делакруа, Пикассо, Арагону, Аполлинеру, Кокто и Шекспиру, с 1977 по 1981 год. Успехом пользовались и новые духи Saint Laurent: в 1977 году был выпущен аромат Rive Gauche, а в 1981 году - Opium, который считается вехой в парфюмерии. В следующем году Сен-Лоран был удостоен Международной премии моды Совета модных дизайнеров Америки. В 1983 году компания представила Kouros, парфюм для мужчин.
1984, Villa Médicis, Рим
В 1980-х годах появилась новая серия коллекций, посвященных Сен-Лорану, в том числе Hommage à Matisse в 1983 году, а также Hommages à Bernard Buffet, Zizi Jeanmaire, Marcel Proust et Catharine Deneuve в том же году. Еще одно событие, произошедшее в 1983 году, позволило оценить авторитет Сен-Лорана: в нью-йоркском музее Метрополитен под руководством Дианы Вриланд была организована ретроспектива его работ. Выставка «Ив Сен-Лоран: 25 лет творчества» стала крупнейшей ретроспективой, когда-либо проводившейся для ныне живущего дизайнера, и привлекла более миллиона посетителей. Затем последовали другие ретроспективы: в Пекине в 1985 году, в Париже в 1986 году, а также в Москве и Ленинграде в 1987 году. В 1985 году президент Франции Франсуа Миттеран присвоил Сен-Лорану звание кавалера ордена Почетного легиона.
В 1986 году Сен-Лоран и Берже предприняли новый шаг: выкупили у Squibb компанию Charles of the Ritz. Цена покупки, 500 миллионов долларов США, не только дала Сен-Лорану контроль над парфюмерией, но и позволила увеличить объем операций, примерно в десять раз превышающий размер Дома от кутюр. По сравнению с продажами кутюрной линии, составлявшими в то время около 300 миллионов франков, продажи парфюмерии Yves Saint Laurent превысили 2 миллиарда франков. В то время как Берже и Сен-Лоран взяли на себя огромный личный долг, партнеры также обратились к третьим лицам для финансирования сделки. Среди них была Кэрол де Бенедетти, которой досталось 49 процентов акций новой Groupe Yves Saint Laurent.
Сен-Лорану и Берже удалось объединить всю продукцию Saint Laurent в одну компанию. Они также взяли на себя огромный долг. Этот долг и последующие события в конечном итоге приведут к тому, что партнеры полностью потеряют контроль над своей компанией. Изначально будущее было радужным: компания готовила к запуску новый парфюм для мужчин (который разрабатывался уже несколько лет, но был заблокирован бывшим американским владельцем Saint Laurent Perfume) под названием Jazz. Этот парфюм не только стал первой парфюмерной линией компании, разработанной полностью собственными силами, но и позволял окупить огромные затраты на приобретение парфюмерного подразделения. Компания с нетерпением ждала возможности разместить акции на вторичном рынке в Париже, что в значительной степени облегчило бы долговое бремя компании - и Сен-Лорана, и Берже. Но крах рынка в октябре 1987 года положил конец этому плану. Парижская биржа ввела жесткие ограничения на новые публичные предложения. Действительно, публичные размещения акций стали непривлекательными, учитывая волну враждебных поглощений, которыми была отмечена та эпоха. В то же время Сен-Лоран, даже после запуска Jazz, оставался незначительным игроком на рынке мужской парфюмерии, где в то время доминировали Azzaro, Paco Rabanne и Laroche.
Новые владельцы в 1990-е годы
Де Бенедетти оказался неудачным выбором партнера. К 1989 году, подготовив серию корпоративных рейдов в других странах, Де Бенедетти настоял на том, чтобы обналичить свои инвестиции в Saint Laurent. Первоначальная сделка, позволившая Де Бенедетти выйти из компании, потерпела крах. В июле 1989 года Saint Laurent был вынужден разместить акции на вторичном фондовом рынке Парижа. Опасаясь враждебного поглощения, Берже принял меры предосторожности и изменил структуру компании, преобразовав Saint Laurent в товарищество с ограниченной ответственностью. Эта реорганизация позволила бы Берже и Сен-Лорану сохранить контроль над направлением развития компании. Однако она имела и более серьезные последствия - по иронии судьбы, такая структура привела бы к полной потере контроля партнерами.
К 1991 году Де Бенедетти потребовал выпустить его из инвестиций. Берже и Сен-Лоран искали новых инвесторов, предлагая около 15 процентов акций компании. Это было не самое лучшее время для поиска инвесторов - экономика погружалась в глобальный экономический кризис, который стал особенно сильным в Европе и продолжался до середины 1990-х годов на большей части континента. Для рынка предметов роскоши Сен-Лорана дикие 1980-е закончились, и начались более трезвые 1990-е. Что еще более важно, инвесторы не хотели входить в компанию, в которой из-за структуры ограниченного партнерства у них не было никакого контроля. В конце концов Берже и Сен-Лоран сами выкупили акции Де Бенедетти. «Мы нашли деньги за две минуты», - сказал Берже в интервью L'Express, в результате чего его личный долг и долг Сен-Лорана составил около 850 миллионов франков.
Коллекции осень-зима 1985-1986
Несколько месяцев спустя другой инвестор, банк Wasserstein-Perella, сообщил, что ему необходимо продать свои 15 процентов акций Groupe Yves Saint Laurent. Несмотря на то что компания имела структуру ограниченного партнерства, пакет акций стал бы сильным плацдармом для враждебного поглощения. Банку было поручено найти дружественного покупателя на свои акции, при этом требовалось, чтобы покупатель не был ни американцем, ни японцем. Это ограничило выбор Европой и, в конечном счете, французскими гигантами по производству предметов роскоши и косметики, в первую очередь L'Oreal и Moët-Hennessy Louis Vuitton (LVMH). Первая была заинтересована, но только в том, чтобы получить 100 % акций компании по цене, предположительно достигающей 5 миллиардов франков. Более того, полная продажа L'Oreal могла привести к тому, что Saint Laurent перейдет под контроль материнской компании L'Oreal, Nestlé. Берже и Сен-Лоран отказались. Moët-Hennessy Louis Vuitton, а также такие престижные марки, как Christian Dior, Lacroix и Givenchy, также проявили интерес к Saint Laurent, но опять же за 100 %, а не за 15 %, как предлагалось. Берже, обремененный личными долгами и, возможно, уставший от управления транснациональной компанией, приблизился к тому, чтобы согласиться на полную продажу компании при условии, что ему будет передан контроль над подразделением, объединяющим Saint Laurent с его заклятым конкурентом Dior. LVMH отказалась.
Оставалась одна компания, способная обеспечить будущее Saint Laurent: Sanofi, подразделение французского промышленного гиганта Elf Aquitaine, которое в то время еще было национализированной компанией, занимающейся производством медицинских и косметических товаров. Переговоры с Sanofi продолжались до 1992 года, когда отмечалось 30-летие дома Saint Laurent. Однако к середине того же года личные долги Берже и Сен-Лорана стали просто невыносимыми (на банковском счете Берже, по некоторым данным, скопилось более 90 миллионов франков). Берже и Сен-Лоран организовали частную продажу части своих акций, выручив около 100 миллионов фр. Эта продажа вскоре привела к тому, что Берже обвинили в нарушении правил инсайдерской торговли - вскоре после продажи Groupe Saint Laurent объявила об убытках за первое полугодие.
1996, Сен-Лоран с Летиции Каста
В январе 1993 года компания объявила, что согласилась быть приобретенной Sanofi. Наконец-то партнеры согласились продать 100 процентов акций, но при условии, что направление Saint Laurent Perfumes будет контролироваться Sanofi, а Maison de Couture останется в ведении Сен-Лорана и Берже. Цена покупки в 3,6 млрд фр. также содержала необычный пункт: предоставление Берже 350 млн фр. за отказ от ограниченного партнерства. В то же время Берже объявил о своем намерении уйти на пенсию после 2000 года.
Годы беспорядков в Saint Laurent привели к тому, что Sanofi получила новое подразделение с сокращающимися продажами и мизерной прибылью. Однако после нескольких лет убытков в 1995 году Sanofi предприняла меры по укреплению своего парфюмерного подразделения и внедрению более доступной структуры цен. Достаточно ли было этих мер, еще предстоит выяснить; в сентябре 1997 года Sanofi начала намекать, что собирается продать свое парфюмерное подразделение.
В конце 1990-х годов Сен-Лоран оставался признанным центром модной индустрии. Его последняя коллекция, представленная в январе 1998 года, ознаменовала его 40-й год и 150-ю коллекцию. Действительно, 1998 год был объявлен годом Сен-Лорана: 12 июля на финале чемпионата мира по футболу 1998 года перед телезрителями, которых ожидалось более двух миллиардов, должна была быть представлена ретроспектива из 300 работ Сен-Лорана. Компания планировала запустить свою новую парфюмерную линию In Love Again, в то время как готовилась выставка, посвященная Сен-Лорану, для Международного фестиваля фотографии в Нью-Йорке в марте 1998 года. Наконец, в 1998 году в Национальной галерее Лондона открылась галерея Сен-Лорана - дань уважения живой легенде моды.