Раньше у бедных не было моды – только одежда. Моду могли позволить себе люди с достатком, состоятельные. Но вот появилась Zara, и простому человеку теперь по карману любые, самые новые и смелые тренды.
Этот бренд – один из лидеров так называемой fast fashion, моды короткого цикла, быстрой моды. И все его успехи – заслуга одного единственного гения бизнеса, придумавшего новые, невиданные доселе стратегии.
Рождение бренда Zara
Амансио Ортега – испанец, один из богатейших людей мира, время от времени возглавляющий этот список, родился в очень бедной семье. Он рано понял, что не готов терпеть унижение нищетой. Это из-за бедности Ортега вынужден был бросить школу в 13 лет и пойти работать мальчиком на побегушках в галантерейный магазин.
Его – энергичного, умного, хваткого – быстро заметили. А скоро парень устраивается в магазин готовой одежды и уже там предлагает нечто новое, быстро поднимаясь вверх по служебной лестнице. Что нового? Сделать модную одежду доступнее, используя дешевые ткани и труд местной портнихи, отшивая большее количество вещей. Стратегия сработала уже тогда, но это был чужой бизнес, Амансио же нужен был свой собственный.
Потом Амансио выучился шить сам и даже стажировался у некоего испанского дизайнера. Тот вспоминал, что парень слишком мало разговаривал и слишком много, напряженно думал. Вот и додумался: в мае 1975 года Ортега открывает свой первый собственный магазин, в котором так много моды! И за совершенно доступные деньги. Гораздо более доступные, чем вещи прославленных домов моды и дорогих марок, копии которых – в дешевом исполнении – висели на кронштейнах нового магазина. Небогатая публика буквально расхватывала все и владелец бутика сразу понял, что нужно открывать большую сеть, на всю Испанию.
Ортега давно заметил, что торговать одеждой чужих брендов в магазине невыгодно, потому что каждое звено в цепочке производства и сбыта продукции увеличивает ее стоимость. Поэтому нужно, чтобы все – от идей и разработки лекал до складских помещений и точек сбыта – было в одних руках. И двигаться все должно очень быстро, мгновенно удовлетворяя покупательский спрос. Или наоборот – если какая-то модель или линейка откровенно непопулярны, нужно быстро снять их с производства, буквально остановив руку швеи.
Так все и пошло… Сеть магазинов раскинулась по всей Испании; недорогую, неидеально сидящую, но очень модную одежду расхватывали все – не только люди со скромными доходами, но даже состоятельная публика. Потому что инстинкт шопоголика, жажда потребительства в человеке ненасытны. Нет ничего слаще этой картины для сердца модницы – вы выходите из магазина, а в каждой руке у вас по три пакета с вещами, и вы будете мерить и менять их целый месяц! Пока не отправитесь за новой порцией вещей. Но Zara предлагает не только женскую линейка — еще и детскую, мужскую. Все хотят покупать!
Кстати, откуда взялось название Zara? Это искаженное Zorba. Амансио Ортега обожал фильм «Грек Зорба» с Энтони Куином в главной роли, хотел так и назвать свой бренд – Зорба. Но кто бы ему это разрешил! Пришлось убрать некоторые буквы и назвать фирму тем, что получилось.
Через 10 лет Ортега создает большой концерн под названием Inditex, чтобы продолжить экспансию далеко за пределами Испании. Первой «пала» Португалия в 1988 году. Затем Европу взяли всю — Париж пал в 1990-м. Напрасно владелец Zara боялся, что взыскательные француженки побрезгуют его дешевыми вещами. Наблюдая лично за открытием первого магазина во Франции, он со слезами на глазах (по его собственному признанию) видел, как девочки буквально давят друг друга, чтобы первыми попасть в торговый зал. Еще была Америка, Россия и весь мир…
Секрет фирмы
У владельцев компании много секретов успешного бизнеса. Во-первых, здесь никогда не тратятся на рекламу; лучшая реклама бренда – это огромные витрины с гигантскими буквами в самых людных местах европейских городов. А деньги, сэкономленные на рекламе, например, тратят на то, чтобы креативная команда бренда путешествовала по всему миру, искала идеи, смотрела, как одеваются люди, чего они хотят, и быстро доставляла все это в штаб квартиру, к дизайнерам. Сейчас над идеями коллекций работают примерно 200 дизайнеров – молодых, амбициозных, не требующих огромных гонораров, как звезды моды.
Zara добилась того, что путь от рождения идеи до появления вещи на прилавке занимает всего две недели. Да, лекала бренда не всегда безупречны, но одежда хорошо сидит на молодых и стройных. Не так качественна, как хотелось бы? Но покупатели бренда не собираются передавать свои джемперы по наследству, через месяц они побегут за новой одеждой, о старой и не вспомнят. Распродажи в магазинах идут постоянно, потому что есть политика – вещь висит на кронштейне не больше месяца. А какая широкая линейка фасонов, идей! Голова кругом.
Zara и экология
Но серьезные претензии к Zara высказывают зеленые: они считают, что быстрая мода загаживает планету, потребительская алчность истощает ресурсы Земли без всякой истинной надобности. И кстати, а где выпускают эту одежду? Эти брюки точно сшиты не маленьким ребенком из Бангладеш? Владельцы компании уверяют, что только 20% продукции производится за пределами Испании и Португалии, но, если вы постоянно покупаете вещи бренда, вы видели бирки «made in China», многое шьют в Северной Африке и других странах, где на оплате труда можно сэкономить.
С развитием мирового экономического кризиса все вынуждены искать места подешевле, чтобы предложить покупателям цену пониже. Скорее всего, Zara не исключение. Однако в 2013 году компания объявила, что полностью перешла на бестоксичное производство и ее продукт теперь не наносит такого сокрушительного вреда природе. И по-прежнему многие люди в малоразвитых странах получают работу, благодаря «быстрой моде» — другой работы им бы никто не предложил.
В России сейчас открыто более 85-и магазинов Zara, они очень популярны у покупателей — у мужчин не меньше, чем у женщин. Люди не хотят отставать от моды только потому, что мир движется к рецессии. Zara все еще дарит нам иллюзию достатка и радость моды.