В индустрии моды, всё ещё находящейся во власти совместных разработок, компания Prada, как всем известно, остаётся весьма разборчивой, когда речь заходит о сотрудничестве с другими брендами или дизайнерами. Да, сотрудничество креативного директора Миуччи Прады со вторым креативным директором бренда Рафом Симонсом технически выглядит как своего рода коллаборация, и также компания выпускает курируемую линию лимитированных изделий совместно с Adidas. Но помимо этого, Миучча Прада отклоняет практически все предложения о сотрудничестве, поступающие на её стол.
Как она однажды призналась в интервью журналу Vogue: «Меня давно приглашали к совместному творчеству! Но мне всегда казалось, что речь идет только о том, чтобы больше продавать, о клише, банальностях, а не о самих идеях. Подобное меня никогда не интересовало».
Поэтому, когда Миучча Прада предложила художнику Кассиусу Аттикусу Херсту сделать что-то вместе для Prada, Касс отреагировал так, словно это был сон. Конечно, предложение не было похоже на реальность, – переговоры велись через приложение Zoom из его студии в Лондоне. Но она была настроена серьезно, и сегодня 22-летний юноша может зайти в любой в мире флагманский магазин Prada и найти пару кроссовок Prada «Кубок Америки» (America’s Cup) с своим именем.
Касс не считает себя художником, как его отец, легендарный британский художник Дэмиен Херст, хотя и рисует. Он, скорее, является непревзойденным креативщиком поколения Z, с увлечением занимающийся самыми разными проектами и видами деятельности, некоторые из которых связаны с искусством.
В самом начале разговора, Миучча решила, что он находится в художественной студии, пока он не развернул свою веб-камеру, чтобы показать профессиональное оборудование студии звукозаписи, рядом с которым он сидел: как она выяснила позже, это была его музыкальная студия.
Студия, где Касс работает над визуальными проектами, находится неподалеку, а когда появляется свободное время, он отправляется в Германию, чтобы покататься с друзьями на мини-скейтах. «Знаете, когда утром жду прихода учителя, я играю с фингербордами Tech Decks (мини-скейтами, очень популярными сегодня в Европе), – ну, в общем, я тот парень, который никогда не сидит на месте», – признаётся он.
Но внимание г-жи Прада привлёк совсем другой вид подросткового времяпрепровождения. Вдохновившись семинаром, проведённый Вирджилом Абло совместно с Nike, где участники мероприятия могли раскрасить Air-Force 1, Касс начал покупать белые кроссовки и распылять на них краски в причудливых, абстрактных оттенках.
Он не планировал, что его маленькое хобби обретёт самостоятельность как художественная деятельность: он просто был ребенком, у которого под рукой было много художественных принадлежностей, и как все дети он просто дурачился. «Для меня это было просто развлечение. А если регулярно продолжаешь веселиться, то идеи сами приходить в голову. У меня не было никаких особых ожиданий в процессе раскрашивания, я просто концентрировался на обуви, которая в данный момент находилась в моей руке», – говорит он.
В какой-то момент Касс почувствовал кураж, и когда начал выкладывать свою обувь в Instagram, такие артисты, как A$AP Rocky и Playboi Carti, обратились к нему, с предложениями их приобретения.
Однако настоящий прорыв Касса произошёл, когда он показал отцу один из своих самых амбициозных проектов: AF1, обмотанный клейкой лентой и винилом, которые он затем покрасил, чтобы создать текстурированный, почти лунный в цвете рисунок.
Отец, как и его сын, является поклонником кроссовок. «Я рассказал отцу о своём увлечении, и он сказал: «Ты должен попробовать выпустить их», в смысле выпустить коллекцию собственной обуви. Будучи подростком, чей проект, являлся хобби и только начинал приобретать серьёзные очертания, Касс не знал, с чего начать. Поэтому отец посоветовал обратился за помощью к другу семьи, знающему толк в производстве одежды. Он сказал: «может тебе стоит отправить фотографию Миучче?». С этого всё и началось.
Миучча впечатлилась: «Ей очень понравилось, и она ответила: давай что-нибудь сделаем вместе», – вспоминает Касс.
После поездки на производственную фабрику Prada в Тоскане, художественную студию Касса до потолка завалили коробками с кроссовками Кубка Америки, культовым дизайном, представленным брендом Prada в 1997 году для членов парусной команды Luna Rossa.
Задача была простая и привычная: сделать коллекцию раскрашенных кроссовок. «Изначально планировалось изрисовать 3 000 пар», – говорит Касс, и сама идея не была лишена смысла, если учесть, что он сын самого плодовитого мега-художника современности. «Я подумал: да, просто возьми обувь и сделай это. Будет весело. Конечно, кругом разведу грязь, но, безусловно, получу полезный опыт», – говорит он. А заодно согласился, что у Prada гораздо лучшие условия для производства, чем у него.
Вместо запланированного Касс раскрасил более 80 пар кроссовок, чтобы создать четыре окончательных образца (в 22 цветах), демонстрирующие его взгляд на шелковисто-гладкие оттенки и тонкие текстурные украшения. Будучи поклонником нейлоновой одежды Prada – «Там есть куртка без рукавов с капюшоном, которую я увидел и подумал: «Вау, это потрясающе»», – он сразу же обратил внимание на белый «холст», на котором изображен Кубок Америки.
«Это и правда отличная обувь. Было очень весело рисовать, и у неё много красивых форм», – говорит он. По сравнению с простым AF1, Кубок Америки потребовал более абстрактного подхода: «Кубок Америки ведёт себя гораздо более органично, и я сразу почувствовал это, работая над ним. Я поняла, что могу быть гораздо свободнее в своём творчестве». Прошла добрая часть года, прежде чем Касс решился отправить окончательный дизайн в Милан. «Конечно, я был весь на нервах», – признался он.
Итак, спрашивал ли он мнение отца во время работы над кроссовками? «Если было бы что-то не так, он, скорее всего, сказал бы это сам», – говорит Касс. Но его самой важной фокус-группой были его лондонские друзья-скейтеры – группа с сильным чувством крутизны, а также те, кто, скорее всего, выстроится в очередь, чтобы купить обувь Cass x Prada.
Всякий раз, когда мои друзья приходили в студию, я просто спрашивал: «Что тебе больше всего нравится?» И если кому-то что-то нравилось особенно, или если что-то вообще не упоминалось, я принимал всё во внимание», – говорит Касс.
Касс утверждает, что практически вырос в лондонских минималистских галереях и признаёт своего отца источником вдохновения. Конечно, он довольно серьёзный, и я считаю, что лишь немного похож на него», – говорит он. Но ещё важнее то, как Дэмиен поощряет Касса следовать за своими увлечениями, куда бы они его ни привели: «Ему всё равно, чем я занимаюсь. Он не хочет, чтобы я был именно художником. Если я катаюсь на коньках, для него это тоже самое, что и искусство. Я думаю, он всегда видит взаимосвязь между всем», – говорит он.
Теперь, когда кроссовки выпущены в продажу, Касс не может дождаться, когда снова вернётся к игре на пальцах с фингербордами Tech Decks. И сотрудничество с Prada больше не кажется ему мечтой. «Сегодня, мечта стала реальностью», – говорит он. «И это хорошо, так как весь мир увидит их обувь, другими глазами».