Вы носите современные механические наручные часы? Если да, то предмет вашей гордости и радости, вероятно, обладает прозрачной задней крышкой, идеально подходящей для ответа тем недоброжелателям, которые утверждают, что слова «современные» и «механические наручные часы» не уместны в одном предложении. Снимите часы, переверните их и порадуйте бессердечных роботов микроскопическим зрелищем пружин, рычагов и шестеренок – веселый анахронизм, незаменимый в наш век одноразовых цифровых технологий.
Безусловно, подобное удовольствие вы можете получить и от автоматических часов Tissot. Но за сумму, в 100 раз превышающую его цену, вы получите гораздо больше эйфории благодаря маленькой штучке под названием турбийон («вихрь» по-французски). И при этом, вам не потребуется снимать часы для демонстрации микромеханики – эта блошиная карусель будет гордо восседать на вашем циферблате на всеобщее обозрение. Карусель, снова и снова вращающая тикающий спуск в завораживающей презентации технического мастерства.
Турбийон в механике
Можно долго рассказывать о пуристском происхождении турбийона в 19 веке (что собственно мы и сделаем ниже), но в наши дни он служит лишь для отражения «механики» в откровенно экстравагантной манере. Это как своеобразный вращающийся помост, поднимающийся со сцены в потоке сухого льда, на вершине которого кружатся девушки в перьях. И все элитные часовые марки, от Audemars Piguet до Zenith, никогда не решатся исключить свою собственную версию из своих каталогов.
Хронографы, GMT или Дайверы функционально полезны и привлекательны внешним видом, но турбийоны – это крошечное произведение кинетического искусства на вашем запястье, которым можно любоваться часами, как огнем и морским закатом.
Конечно, как и в случае с Rolls-Royce или Bentley, вы вступаете в эксклюзивный клуб – но в отличие от некоторых моделей этих автомобилей, никто и никогда не откажется поговорить с вами о турбийоне. В самом деле, в качестве предмета для разговора его не превзойти.
Если отбросить пустяки, турбийон действительно стоит своей цены, так как именно работа и мастерство часовщика влияют на стоимость. Несмотря на сходство с базовым механизмом, предназначенным «только для времени», компоненты спускового механизма часов гораздо меньше и постоянно движутся, поэтому их очень сложно собрать и гораздо сложнее отрегулировать.
История турбийона
Когда всеми признанный «прародитель современного часового искусства» Абрахам-Луи Бреге впервые запатентовал свой турбийон, или «вихрь», в 1801 году (его заявка во французское ведомство изображена ниже), он сделал это не с целью продемонстрировать свое виртуозное часовое мастерство, как это делает турбийон сегодня, а для решения реальной проблемы, с которой сталкивались все карманные часы того времени.
Как и во многих современных механических часах, основной принцип работы заключается в том, что зубчатая передача передает усилие от завода барабана на регулирующий элемент «спуск». Тик-так, тик-так, рычаг фиксирует и двигает спусковое колесо, медленно ослабляя поток энергии, скорость которого регулируется колебаниями «балансового колеса» – безудержного эквивалента круглых карманных дедушкиных часов на цепочке.
Дело в том, что в карманных часах, хранящихся весь день в жилете, маятниковое колесо баланса постоянно находилось в вертикальном положении, поэтому гравитация постоянно «сжимает» спиральную волосковую пружину, на которой оно закреплено. Часовщики того времени могли регулировать только определенную погрешность, но к сожалению, через некоторое время хронометраж сбивался.
Гениальным решением Бреге было использовать зубчатую передачу не только для приведения в действие тикающего спуска, но и для ежеминутного вращения всего баланса на 360 градусов. Таким образом, гравитационное воздействие на пружину баланса выравнивается по всем углам. В наручных часах, сегодня, достаточно почистить зубы и помахать автобусу, чтобы колесо баланса снова заработало, поэтому турбийон в современном обличье превратился в довольно бессмысленный, но красивый знак часовой гордости.
Как и многие другие яркие вещи, турбийон в наручных часах, расположенный на видном месте со стороны циферблата, появился только в восьмидесятых годах. Пионер индустрии Франк Мюллер заявил о первом турбийоне в 1984 году, но затем Audemars Piguet дебютировал с первым турбийоном с автоподзаводом в 1986 году, затем швейцарский бренд Blancpain выпустил классическую версию, а затем шлюзы прорвало…
С момента создания первого прототипа Бреге в 1795 году и вплоть до семидесятых годов прошлого века было выпущено менее 1 000 турбийонов. Сегодня эта цифра составляет скорее 3 000 – 3 500 в год.
Как работает турбийон
Традиционный часовой механизм передает энергию прямо от заводного барабана на рычажный механизм блокировки и разблокировки спуска, обеспечивающего ход промежуточной зубчатой передачи, к которой прикреплены часовая, минутная и секундная стрелки. В часах с турбийоном зубчатая передача передает энергию сначала на блок турбийона, в котором находится весь спусковой механизм. Блок вращается на неподвижном зубчатом колесе, которое через шестерню, закрепленную на блоке, передает энергию на спуск, позволяя ему тикать, как обычно. Вы все еще с нами?
Блок, являющийся «сердцем» механизма, – самая сложная деталь в сборке, но в каждом калибре есть также множество других тонкостей. К примеру, в некоторых моделях с турбийоном, важно, чтобы блок был как можно легче. Не только по эстетическим соображениям, легкий блок благоприятно сказывается на хронометрии, уменьшая инерцию блока.
Архитектура турбийона также может сильно отличаться, например, как установлен блок. Он может иметь один или несколько рычагов, удерживающих его на основе механизма. Есть даже турбийоны, которые как бы «летают», поскольку находятся снизу.
Что нужно учитывать при покупке
Вы хотите заполучить турбийон? Поздравляем вас с пачкой свободных денег. И с вашим взыскательным вкусом в часах, само собой разумеется…
Естественно, сложное устройство этих часовых экземпляров гарантирует истинность того, кто стоит в очереди на получение ваших миллионов, особенно, если это известное имя из Швейцарии или немецкой деревни Гласхютте (родина брендов A. Lange & Söhne и Glashütte Original). Но, как и в случае с большинством покупок класса люкс, ценностное предложение сводится к степени человеческого вмешательства – обработка на станках с компьютерным управлением против кропотливого, неустанного труда; нестандартный дизайн против авангардного технологического прорыва.
И все это взаимозаменяемые величины; Richard Mille, к примеру, фрезерует свои футуристически архитектурные турбийоны из титана и углеродного волокна на станках с цифровым управлением, но ручная сборка более нервная и деликатная, особенно с учетом постоянной опасности поцарапать циферблат с PVD-покрытием.
При необходимости принять решение, – ориентир следует брать на бюджет, но следует помнить, что цена может взлететь до астрономических высот, особенно, если речь идет о турбийонах. Недавний турбийон TAG оценен в 1,2 миллиона рублей – это, конечно, исключительно хорошая цена, почти невероятная (см. ниже). Но и за пять можно приобрести нечто еще более интересное – например, новые BR-X2 от Bell & Ross с сапфировым блоком…
Tag Heuer
Часы TAG Heuer за 1 миллион 200 тысяч рублей, не выточенные из золота и не усыпанные бриллиантами, звучат не особенно привлекательно для производителя доступной роскоши. Но когда вы понимаете, что это турбийон, швейцарские образцы которого обычно стоят около 5 миллионов, вопрос превращается из «какого черта?» в «как, ради всего святого?».
В компании TAG нет недостатка в технических ноу-хау, но стоимость часов сводится к умному ведению бизнеса, а умнее, чем генеральный директор Жан-Клод Бивер, не бывает. Правдивая легенда индустрии гласит, что попросту, они взяли на себя расходы в том, что обычно составляет наценку в 2,8 миллиона рублей.
Breguet
Для большинства ценителей достаточно одного названия. В конце концов, именно Авраам-Луи Бреге изобрел турбийон в 1795 году, запатентовав его в 1801 году – задумка была настолько совершенной с самого начала, что до сих пор все копируют его труды. И хотя некоторые могут поспорить о родословной сегодняшней марки Breguet, с 1999 года принадлежащая швейцарской мегалитической компании Swatch Group, но тот уровень, характерный для работы месье Бреге в Париже, был восстановлен.
В знак уважения к старому ремеслу и в соответствии с передовым мышлением старого мастера, они сочетают кремниевые технологии с циферблатами, которые по-прежнему гравируются гильошированием на токарных станках XIX века, как это делал мастер. Если бы в его распоряжении была технология сухого реактивного ионного травления.
A. Lange & Söhne
В Швейцарии есть горы Юра: где сосредоточено большинство лучших в мире часовых мастеров. В горах Оре в Саксонии вы найдете все остальные, но только в одной симпатичной деревушке, похожей на коробку из-под шоколада находится: Гласхютте (Glashütte). Здесь виртуозом немецкого часового дела всегда была одноименная марка Адольфа Ланге, основанная в 19 веке, воспользовавшаяся преимуществами безработных шахтеров этого региона.
Послевоенный «железный занавес» по-настоящему отгородил их от внешнего мира, но благодаря правнуку Адольфа и поддержке могущественной группы Richemont, за 28 коротких лет после падения Берлинской стены компания Lange вновь набрала силу, с которой необходимо считаться. Сегодня компания на одном уровне с Patek Philippe. Что касается турбийонов? У промышленно развитого предприятия они просто не могут быть лучше.
Jaeger-Le-Coultre
Есть французское слово, которое любят использовать часовые снобы: «производство». Не как глагол, а как существительное, обозначающее каждую из горстки настоящих, самодостаточных часовых фабрик Швейцарии. Пирамиду возглавляет Patek Philippe, за ним следуют остальные четыре: Audemars Piguet, Girard-Perregaux, Vacheron Constantin и Jaeger-Le-Coultre. Если не принимать во внимание недавние приобретения третьих лиц, именно последние могут по праву похвастаться 100-процентными собственными правами, не считая фермы по выращиванию аллигаторов для их кожаных ремешков.
Поэтому, естественно, они делают турбийоны. Необычайно сложные, как в случае с моделью Gyrotourbillon – гироскопический тренажер для космонавтов на запястье. А также необычайно дорогие, как в случае с Master Tourbillon – настоящим образцом «мануфактуры», прекрасно отполированным вручную, по цене чуть выше обычной начальной цены в отрасли.
Greubel Forsey
В 1999 году некоторые считали, что турбийон используется слишком часто. Турбийон хорош в карманных часах, но установить его в наручные часы – это все равно что установить автомобильный двигатель в самолет – совершенно разные условия.
Так был выработан основополагающий принцип Greubel Forsey: «Турбийоны бессмысленны в наручных часах, поэтому мы хотим придать им смысл». Сегодня компания частично принадлежит Richemont, в ней работает более 100 сотрудников, но она производит всего лишь чуть более 100 часов в год. Англичанин из Сент-Олбанса и его французский партнер сумели доказать, что турбийон все еще способен улучшить точность хронометража в наручных версиях, с помощью умопомрачительной многоосевой механической пластики (их часы выглядят как миниатюрные игровые детские площадки), и все они доведены вручную до непревзойденного уровня.
Bulgari
Да, Bulgari – как смелый и прекрасный римский ювелир, столь любимый такими дивами, как Элизабет Тейлор в шестидесятые годы. Однако в последнее время все часовые технологии производятся и развиваются в Швейцарии, где были завербованы несколько высококлассных специалистов (один из них, Жеральд Джента, был гением, создавшим Royal Oak от Audemars Piguet).
Результатом стала популярная коллекция Octo – возможно, самый успешный дизайн современных часов нашего времени, каждый корпус представляющий собой симфонию из 110 пересекающихся граней, выточенных из единого куска металла. В тонком корпусе «Finissimo» Octo установила три рекорда: самый тонкий в мире турбийон с ручным заводом (5 мм сверху донизу), самый тонкий в мире минутный репетир (6,85 мм), а в пару лет назад – самый тонкий автомат (5,15 мм).
Bell & Ross
Что общего между летчиками-истребителями французского флота, вооруженным отрядом спецназа парижской жандармерии, промышленными водолазами и кучей состоятельных хипстеров? Конечно же, Bell & Ross. Парижский, но швейцарский бренд, задуманный в девяностых годах как несерьезный бренд «часов-инструментов» для профессионалов, был поглощен Chanel раньше, чем вы бы успели сказать «опаньки». И хотя модный гигант утверждает, что никакого вмешательства не было, эволюция минималистской, монохромной эстетики часовщика (ничего не напоминает?) в сторону строгого шика – это совпадение, которое нельзя игнорировать.
Ранний брутализм монументально квадратной серии «Instrument» от Bell & Ross сумел произвести впечатление даже на тех парней из спецназа, но теперь он превратился в любопытный инкубатор для художественного эксперимента – подкрепленного настоящей военной славой. BR X2 – это, конечно, легкомысленный турбийон, но посмотрите, как он представлен: сырой и индустриальный, заключенный в камеру из сапфирового хрусталя – словно потерпевший крушение НЛО, прикованный к испытательному стенду Зоны 51.
Audemars Piguet
Компания AP, входящая в «большую пятерку» производителей, естественно, имеет в своем арсенале несколько турбийонов. Самый впечатляющий из них – хронограф Royal Oak Offshore Openworked Tourbillon Chronograph, выпущенный к 25-летию компании. Не столько «ажурный», сколько взорванный в вогнутом конструктивистском футуризме. Подобные передовые достижения в области механики обычно относятся к побочным проектам марки.
Но еще в 1986 году AP без лишнего шума выпустила калибр 2870. Это был не только первый автоматический турбийон, обрамленный аляповатым золотым корпусом с солнечными лучами, очень «соответствующий своему времени», но и по сей день остающийся самым тонким из когда-либо созданных – его высота составляет всего 4,8 мм. И это было в 1986 году, когда станки с цифровым компьютерным управлением были предметом научной фантастики. Неплохая визитная карточка для турбийона, не правда ли?
Patek Philippe
Беглый просмотр каталога любимого сына Женевы – Patek Philippe, если вы еще не догадались, – выявляет одно особенно вопиющее упущение: турбийон. Конечно, самый почитаемый в мире производитель часов и обладатель практически всех аукционных рекордов способен сделать турбийон? Конечно, способен, но в отличие от всех остальных (и несмотря на вездесущую рекламу) Patek скромен в вопросах часовой механики.
Скромно и традиционно сдержанно, предпочитая держать свои турбийоны спрятанными за циферблатами. Это объясняется тем, что ультрафиолетовое излучение ускоряет разрушение деликатных смазочных материалов в спусковом механизме. Практически женская 37-миллиметровая модель 5539G-010 является единственным референсом турбийона в текущей линейке, но это не совсем незаметное богатство – на месте, где обычно вращается карусель, всегда есть красивая надпись «TOURBILLON».
Hublot
В середине нулевых у многих был турбийон. Они практически выпадали из коробок с хлопьями. А все потому, что часовой рынок до обвала был опьянен собственной актуальностью – часовая индустрия вернулась, детка, и каждый заслуживал часы с коктейлем из безумных механизмов. Эта демократизация элитарного «savoir-faire» была в значительной степени заслугой компании под названием BNB Concept – нестандартные сложные часы, собранные одетыми в лабораторные халаты ребятами. Олдскул дун ну скул.
Конечно, в 2009 году BNB распалась, а все часовые компании приняли холодный душ и вернулись к производству элегантных часов. Но одна из марок, идущих в ногу со временем, Hublot, была достаточно умна, чтобы завербовать половину талантливых сотрудников BNB, большую часть их самого современного оборудования и мгновенно заявить о себе как о маэстро турбийона. Остальное, безусловно, заслуживает того, чтобы войти в учебники истории, поскольку, помимо безжалостных маркетинговых кампаний, поглощающих супермоделей, футболистов и хип-хоп магнатов, техническое мастерство Hublot не имеет себе равных.