В начале был готик-рок. Эстетизированный дрейф мрачного пост-панка на рубеже 70-х и 80-х годов. Скромная и благодушно-упадочная территория. В то время как музыка металась между индустриальным насилием и жуткими реверберациями, тишиной и одичавшей суровостью в виде глубокого вокала и почти траурной уравновешенностью, во всех взглядах встречались древние отсылки. Экспрессионистская Германия, формальные эксперименты Баухауса, кино Фрица Ланга, а также французская поэзия XIX века, Бодлер и Рембо, символизм.
Несомненно, всё перечисленное объединяет чёрный цвет и переходы между томлением и яростью, что, в конце концов, также является хорошим определением настроения юной готики.
Первая волна по сути была британской: Bauhaus, the Cure, Siouxsie and the Banshees, Sisters of Mercy. В некотором смысле, Иэн Кертис и Джой Дивижн также экспериментировали с той же атмосферой, но всё же больше в плане тематики некоторых песен, музыки и вокала Кертиса, чем с внешностью исполнителей.
Готика просуществовала недолго. К середине 1980-х годов она пошла другими путями и превратилась в более частный интерес, отбросив всю эстетическую и повествовательную атрибутику, определявшую её сущность.
Композиции становились более гедонистическими, смешиваясь с нью-вейвом и клубным движением, более утонченно попсовыми и мрачными, как в The Cure Роберта Смита, или превращались в менее романтичные и томно-эмоциональные тематические версии.
В 1984 году братья Рид, Уильям и Джим, основали The Jesus and Mary Chain, группу-прародительницу и краеугольный камень того искаженного звука из обратной связи, который позже получил название Шугейз (англ. shoegaze). Название появилось от позы гитаристов, которые, используя на сцене внушительное количество педалей, всё время смотрели на землю, как бы разглядывая свои ноги.
В 1990-е годы вкус к эмоциональной и музыкальной туманности несколько отошёл на второй план. Но с началом 2000-х годов в мейнстриме появляется американская версия, которая на самом деле родилась десятилетиями раньше: эмо или эмо-кор. Эмо-версия состоит из мрачной атмосферы и довольно мелодраматического нигилизма, она также сопровождается эстетической и одёжной конструкцией: полосатые футболки, чёрные брюки, часто даже с вставкой милитаристского барокко и чёрный макияж, особенно на глазах.
Это были годы, когда Пит Вентц из Fall Out Boy и Джаред Лето, в то время наиболее известный как фронтмен группы Thirty Seconds to Mars, стали секс-символами и иконами нового типа мужественности и примитивной идеи текучести, которая пока ещё не называлась так, но затем развилась и всё ещё с нами сегодня, вспомните Гарри Стайлза.
В 2005 году в Саутенд-он-Си, Эссекс, родилась английская группа The Horrors, использовавшая весь вышеперечисленный опыт и изощрявшаяся в стилистических элементах, между пародией и уважением, привнося дозу готической экстравагантности в инди-сцену, диктовавшей в то время и до конца десятилетия границы крутости. После всплеска вновь наступила тишина в плане готических образов, сменившись увлечением более театральной и дендистской грустью.
Впрочем, в последнее время мода, похоже, снова проявляет интерес к мрачному прошлому. В некоторых коллекциях Хеди Слимана в Celine впервые промелькнул гот. Слиман всегда был внимательным наблюдателем подростковых субкультур и в 2000-х годах уже увековечил парижскую пост-эмо сцену в серии фотографий, сделанных в самых закрытых клубах города.
Совсем недавно для показа сезона весна/лето 2022 в Венеции Энтони Ваккарелло из Saint Laurent в значительной степени опирался на образы гота. Облегающие силуэты, зауженные брюки, остроносые туфли, серебряные пряжки, банты на шее, рюши, чёрные кружева, шнуровки и даже накидки до самых ступней ног. Распахнутые рубашки, демонстрирующие стройные тела и рисующие декадентскую чувственность.
В более уличном и современном варианте Мэтью Уильямс работал с осенне-зимней коллекцией Givenchy, представленной в Париже в январе 2021 года. Не отказываясь от типичного для него использования технических элементов, он создал почти полностью чёрные наряды, на безе длинного пальто и футболок, на которых была намалёвана графика тёмным, нацарапанным шрифтом.
Кожаные брюки и металлические вставки, которые из функциональных соображений превращаются в декоративные, – это личная версия готики в моде, которая, кто знает, может ознаменовать новый цикл готического возрождения. Готика появляется и исчезает, никогда полностью не покидая нас безвозвратно.