В свободном интервью, опубликованном в журнале System, Демна рассказал журналистке Кэти Хорин о том, когда именно ему поступило предложение от Kering занять пост креативного директора Balenciaga. «Я был на пути к конкурсу ANDAM», — ответил дизайнер, позже объяснив Хорин долгий процесс, который в итоге привел его к одной из самых престижных должностей в мире моды. В случае с Демной, например, Kering убедило то, что рекрутеры французского концерна увидели сходство между его работой в Vetements и некоторыми историческими чертами творчества Кристобаля. «Они уловили связь между моим подходом к телу, и за это я буду им вечно благодарен, потому что сегодня мало кто это видит», — поделился дизайнер.
В наше время, когда креативные директора приходят и уходят, интересная история, рассказанная Демной, дает нам представление, хотя и неполное, о мотивах и причинах выбора, который делают большие группы людей. Связь с наследием бренда, как в случае с Balenciaga, но также и желание оторваться от него в попытке совершить революцию. Когда Gucci выбрал Алессандро Микеле, он сделал это с идеей чистого разрыва с прошлым, идеально дистанцируясь от тех, кто был до него. В то же время назначение и первые работы Сабато Де Сарно вновь говорят о желании разорвать мосты с прошлым. Или упростить его, как вам больше нравится.
Впрочем, перемены не всегда означают потрясения, они могут быть и знаком преемственности с уходящим креативным директором. Когда в 2016 году на смену Хеди Слиману пришел Энтони Ваккарелло, идея Saint Laurent и генерального директора Франчески Беллеттини заключалась в том, чтобы продолжить работу французского дизайнера, вдохнув в нее новую жизнь, соответствующую предыдущему видению. Хотя каждый бренд имеет свою индивидуальность и каждая история нового назначения отличается, элементы, которые многие бренды ищут в креативном лидере, схожи. Безусловно, на первом месте стоит сильное видение, но креативный директор часто должен сочетать коммерческое чутье с умением работать в команде, создавая сообщество внутри и вне бренда.
К тому времени, когда LVMH и Louis Vuitton занялись поиском наследника Вирджила Аблоха, имя Фарелла в качестве следующего художественного руководителя, скорее всего, уже было на слуху в офисах, расположенных недалеко от Понт-Нёф. Имя, способное охватить множество дисциплин, обладающее признанным голосом в индустрии и способное воплотить в жизнь видение, не ограничивающееся только модой. Конечно, многие мечтали о том, чтобы эту должность заняли Мартина Роуз, Грейс Уэльс Боннер или Телфар Клеменс, а в долгих перерывах между показами на Неделях моды ходили слухи о призрачных пустых контрактах, ожидающих своего подписания.
Но сколько раз мы видели, как перспективные молодые дизайнеры оказывались не в том месте и не в то время? Или, проще говоря, как часто мы видим неправильный выбор? Об этом знают в Лугано, где, чтобы справиться с выбором, оказавшимся поспешным, предпочли следовать тому, что, пожалуй, является наименьшим общим знаменателем во многих решениях, принимаемых креативными директорами в последние годы: выбрать человека, хорошо знающего продукт. Симоне Беллотти в Bally’s — лишь последний в длинном ряду имен профессионалов, чья привлекательность, возможно, и не сравнится с привлекательностью Фарелла Уильямса, но чья биография очень часто говорит о прошлом и опыте работы на заднем плане. Несмотря на то, что он является директором по дизайну Bottega Veneta, мало кто знает имя Маттье Блази, но особенно мало кто ожидал столь явного успеха французского дизайнера.
Назначение Шона Макгирра на пост креативного директора Alexander McQueen — одна из самых обсуждаемых тем последних дней, а выбор Kering — рассказ о планах группы в отношении бренда в эпоху после Сары Бертон. Учитывая роль бренда как второстепенного в экономике Франсуа-Анри Пино, нельзя исключать, что идея молодого дизайнера с уже солидным опытом — это прелюдия к тихой революции в McQueen.
В связи с большой суетой, охватившей многие бренды, назначение креативного директора превратилось в загадочный объект, в ритуал, которому следуют почти свято, что во многом напоминает надежду болельщиков на то, что их любимая команда приобретет самого сильного нападающего. Но если в футболе любые переговоры могут перерасти в перепалку в любой момент, то в моде каждая кандидатура имеет свое объяснение. Независимо от того, нравится нам это или нет.